можно приступатьКомментарий:
Первая карта сделана на основании выгугливания нужных городов и наложения на карту из разрекламированного мной атласа за 6 класс. На ней примерной схемой протянут фрагмент Шёлкового Пути, для ориентира, и выделены нужные для рассказа города. Остальные карты взяты из источников, ссылки на которые приведены внизу.
Начнём мы с вами сегодня с 899 года, памятного во всех отношениях. Вернее, капельку раньше. С середины века и до того года исмаилиты, по словам Дафтари, ведомы вперёд единым призывом в ожидании явления имама Мухаммада ибн-Исмаила. Главные лидеры движения находятся в Сирии, которую мы и видим на карте. Оттуда призыв распространяется как севернее, к Египту, так и восточнее, хотя со стороны Хорасана (на карте он уже не поместился, там, существенно правее Тегерана и Исфахана) напирают Сельджуки. Вскоре тюрки дойдут практически до самого побережья. Тут я напомню вам вот эту карту:
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Crusaderstates.jpeg)
Пока запомните просто маленькое беленькое
Помимо центральной ставки, дава (призыв) исмаилитов стал звучать во многих местах центральной и северо-западной Персии, к примеру, на карте-1 мы видим город Тегеран, тогдашняя Рея, штаб-квартира исмаилитов примерно с 870 года.
И вот приходит 899 год. Убайдаллах, будущий основатель фатимидского халифата, возглавляет центральное руководство, после чего заявляет свои права на имамат. Не дожидаясь никаких там ибн-Исмаилов, он велит вести дава от своего имени, и случается первый раскол. Йемен, Египт и Северная Африка принимают сторону Убайдаллаха. Восточные общины в будущем сформируют из себя радикальное крыло непримиримых соперников Фатимидов на востоке, с центрами в Ираке и восточнее, к Хорасану — это карматы. Из-за их жестокости и неуёмного энтузиазма представление об исмаилитах обрастёт новыми шокирующими подробностями, и позже Фатимиды официально отрекутся от действий своих радикальных братьев, да только толку мало. Всё равно очернят... Нда, так мы отвлеклись.
Убайдаллах, понимая, что входящие в раж карматы не дадут ему покоя в Сирии, перемещается на юго-запад, через Египет и северную Африку к Тунису, в тогдашнюю Раккаду (это, относительно карты-1 гораздо левее...). С января 910 года начинается история халифата ал-Фатимийун, и это золотой век исмаилизма. "В пору рассвета", пишет Дафтари, "халифат Фатимидов охватывал всю Северную Африку, Сицилию, Египет, африканский берег Красного Моря, Йемен, Хиджаз, включая священные города Мекку и Медину, Сирию и Палестину". Минутку... Вот схема:
![](http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/1/1235636330a952.jpg)
С середины XI века призыв исмаилитов звучит и под боком Аббасидов. Это Ирак и Персия, за период правления ал-Мустансира (1036-1094) там исмаилизм распространяется весьма успешно. А теперь вспомним, что именно в это время образование своё (как и обращение в исмаилизм) получает и-Саббах. Сам он был родом из Кума (выделен на карте-1, семья его, согласно вот этой статье, перехала позже в Рею), и мы видим, что и Кум, и Рея существенно восточнее границ Фатимидов, однако, исмаилитское дава звучит и там. Ведь Фатимиды, собственно, и задумывались, как начало всеобщего объединения мусульман под призывом исмаилизма. Достаточно амбициозный план.
Из-за спора наследования ал-Мустансиру происходит начало следующего раздора. Его старший сын, Абу Мансур Низар, как мы уже знаем, умер. Исмаилиты Египта признают право имамата у ставленника аль-Афдаля, некоего Абу-л-Касима Ахмада, позже получившего именование ал-Мустали Биллах (я знаю, это очень круто, просто противники низаритов стали называться мусталитами, и нужно же объяснить, отчего). Помимо египетских мусульман, ал-Мустали поддерживают некоторые сирийцы, а также исмаилиты Йемена и община на западе Индии. Центр мусалитов устанавливается в Каире.
Восток не принимает ал-Мустали: это персы, руководимые и-Саббахом, и оставшиеся сирийцы (у Дафтари получается, что этих больше, чем мусталитов, но кто их считал, на самом деле? я не позирую, на самом деле, при широком распространении антиисмаилитских трудов и расколом внутри дава было трудно судить о том, кого больше; важно, что в Сирии были и те, и другие).
Касаемо Фатимидов, тут скажем только, что за последующие года они приходят во всё больший упадок, благодаря появлению в Леванте крестоносцев, из-за действий укреплявших позиции низаритов (да-да, на арену выходят знаменитые убийцы-фидави) и по причине активных действий суннита Саладина. К 1171 году Фатимидов сменяет суннитское государство Айубидов. И всё...
Вернёмся на восток. Низариты чрезвычайно активно ввинчиваются в земли Сельджуков. Естественно, султан их Малик не мог спокойно на это смотреть, и даже посылал войска, но Саббах к этому времени поднабрался хитрости и укрепил свои позиции в достаточной мере.
Всё начало ещё до захвата Аламута, по большому счёту. К 1070 годам, когда ставка исмаилитов на востоке установилась в Исфахане (смотрим карту-1), её возглавлял даи Ибн Атташ. Именно он станет важной фигурой в обучении и-Саббаха, и закончит обращение его в исмаилизм (напомню, перс Хассан родился в семье двунадесятников, и сперва был совершенно уверен, что именно эта ветвь шиизма правильно понимает, кто имам, а кто - нет). Уже к 1072 году Хассан продвинулся в понимании дава исмаилитов достаточно, и получил должность в Рее (напомню, теперь это Тегеран). Он изрядно попутешествовал по Персии, бывал в Египте (в некоторых источниках говорится, что он бежал туда, из-за спора с сельджукидом Низамом ал-Мулком, в последствии советником Малика), к 1081 году вернулся в Исфахан и затем ещё какое-то время проповедовал дава и — исследовал земли Персии. Я напомню, вся шиитская Персия тогда жила в состоянии глухого бунта против суннитов-тюрок, посему дава исмаилизма давало неплохие всходы, Саббах легко находил и знания, и последователей. Именно тогда он постиг всю прелесть горных крепостей и присмотрел Аламут. Её захват— это и начало открытых боёв с Сельджуками (армии приходили к Хорасану и добирались к Каспию), и основание, по сути, низаритского государства.
С Сирией, куда даи и-Саббаха отправляются с начала XII века (когда в Персии позиции уже достаточно крепки), возник ряд проблем. Во-первых, часть сирийцев была мусталитами, во-вторых, давление тюрок там не было столь вдохновляющим на подвиги. Тем не менее, постепенно, основываясь сперва в Алеппо (на карте-1 — Halab), затем из Дамаска, даи добиваются своего. В 1130-1151 важный сирийский этап заканчивается созданием сети крепостей: Кадмус (так и не нашла), Кахф и Масийяф.
Теперь, кстати, сравните моё творчество с картой-2, где показаны государства крестоносцев. Места сирийских крепостей совпадают с тем пятнышком хашшишинов, это укрепило меня в осознании успеха поисков. Кстати, изначально (в сообщениях антиисмаилитских писателей-ересиографов того времени) хашшишинами обозвали только низаритов Персии, до сирийских это добралось уже стараниями дальнейшего пиара мусульман и крестоносцев.
Собственно, по картам у меня на сегодня всё. Осталось упомянуть, что, помимо места ставки ибн-Атташа, Исхафан являлся на тот период персидским центром Сельджуков. И что исмаилитский призыв достигал таких далёких территорий, как южный Хорасан. Об этом можно судить по тому, что в городах Хорасана, как и в Дамаске, Алеппо и Исфахане, сельджуки, испробовав разные способы влияния на низаритов, подвергали их сторонников массовым избиениям и всячески притесняли.
В нашей следующей передаче мы узнаем, откуда именно взялось представление о том, что у низаритов законы шариата были отменены, а также и в целом обнюхаем состояние внутри общины в период с 1090 по 1256 года.
____
Помимо Дафтари и указанных в тексте ссылок, чёрт совала свой нос в Вики (карта-2 оттуда), в статью Кругосвета (много, много карт... больше похоже на схемы, но много), листала атлас, активно гуглила и читала Попова.
Как и всегда, я буду рада исправлениям.
@настроение: "в эту статью чёрта можно добавить ещё больше хашшишнов"
@темы: Истории, Интересности, Книги, Наблюдения, Творчество
Кстати, всё хочу спросить: что именно тебе созвучно во всей этой истории? )
я шизофреникнаходит Большая-И-Внезапная-Любовь, и все тут. )))