A drawer & a honest art-thief.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/4/5/144582/31802849.gif)
Кто про что, а я всё про хашшашинов.
О чём это? или вступлениеО чём мы сегодня? Вообще, всё началось часа 4 назад, когда, поулыбавшись на тему Блича (я его не смотрела, но мои товарки по утренней прогулке - видели, и, да... это было феерически, слушать этот тематический японский поток))), я вдруг обнаружила себя повествующей о тюрках-сельджуках и шиитах. А в метро, вспомнив своё гонево, припомнила, что допустила пару неточностей. Так вот, дабы не путаться...
конец вступления, собственно *улыбается*
немного о направлениях исламаДавайте кое-то уточним. Кто вообще такие шииты, кто среди них исмаилиты, и кто из последних - низариты. А то, когда я начинаю разговаривать о том, чего не знаю, таким дураком получаюсь.
"Немусульманин с первого взгляда большой разницы между суннитом и шиитом не обнаружит. И те и другие считают Мухаммеда своим пророком. И те и другие почитают Коран как священную книгу. Обе группы придерживаются пяти столпов ислама – ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, налог в пользу бедных, паломничество в Мекку и вера в единого Бога – Аллаха.
Однако почти четырнадцать веков назад вскоре после смерти Мухаммеда, когда возник вопрос о его наследнике, произошел раскол. Шииты высказались в пользу Али – зятя пророка, тогда как сунниты посчитали, что преемником Мухаммеда должен стать достойнейший из мусульман." (здесь)
Для справки, шиитов сейчас существенно меньше, около 12%, по разным данным. И все они сосредоточены в Иране (здесь хорошо видно, но какого года карта, я не нашла).
Теперь дальше. Из того же источника, "Профессор Ахмед отмечает, что шиитское духовенство имеет более централизованную и иерархическую структуру, нежели суннитское: «Священнослужители – зачастую образованные люди. Они проводят годы за изучением священных книг, сами пишут статьи и книги. И по мере восхождения по иерархической лестнице они обретают все большее уважение в обществе. На верхней ступени этой лестницы находятся аятоллы – верховные фигуры шиитского духовенства, занимающие особое место в обществе. Они известны своей мудростью и ученостью»."
Собственно, возвращаясь к Хассану и-Саббаху, видно, что хорошее образование не было миражом и в XI веке (помним и его тягу к знаниям, стремление собрать в Аламуте как можно больше книг или носителей знания. Его семья - шииты-двунадесятники. В Вики о двунадесятниках читаем: "направление в исламе, преимущественно распространенное в Иране, Ираке и Ливане. Преобладающее направление в рамках шиитского. Его сторонники признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда. Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873—874 гг. Это так называемый Скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии (Махди) шииты-двунадесятники ожидают и поныне. Причем появиться он должен, согласно преданию, в Иране." Отец Саббаха наставлял своего отпрыска в этой доктрине, и наставлял, судя по всему, сосредоточенно, ибо, встретив исмаилитского рафика, Хассан сперва не признал значительности этого учения, ставя его ниже шиизма.
В чём же суть исмаилизма? На самом деле, конечно же, это очень комплексное учение, имеющее весьма тонкие черты, отделяющие его от шиизма вообще. Просмотрев несколько описаний, я остановилась вот на этом (отсюда):
"Исмаилиты - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в середине VIII в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого они, в отличие от других шиитов-исмаилитов, считали законным седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате [отрывок не поясняет, что за Халифат... Но, по нижеследующему тексты, Фатимиды - прим. чёрта] секта исмаилитов выражала настроения той части шиитов, которая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям народных масс. В IX в. исмаилиты разделились на две подсекты, одна из которых признавала "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, скрывавшихся от преследований Аббасидов; позже получила название фатимидских исмаилитов), а другая (позже получившая название карматов) считала, что имамов, как и пророков, должно быть семь и поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила остаётся ожидать махди."
Вот здесь странно. Которые из этих двух дали затем (через два века) путь друзам, мусталитам и, собственно, интересующим нас низаритам: "В I четверти XI в. от исмаилитов откололась секта друзов. После 1078 фатимидские исмаилиты раскололись на низаритов и мусталитов (по имени Низара и Мустали - двух сыновей фатимидского халифа Мустансира, правившего в 1036-94). Мусталиты преобладали в Египте, низариты в Иране, Сирии и Индии. В Иране низариты создали своё государство с центром в Аламуте (1090-1256)."?
Тем не менее, чтобы полностью проникнуться исмаилизмом, Саббаху понадобилась встреча с ещё двумя учителями: первым был Абу Наджам Саррадж (с ним Хассан общался после своей тяжелой болезни - тогда Хассан весьма обеспокоился тем, что так и не познает истину, открываемую первым исмаилитским рафиком, и уже готов был к обращению) и вторым - Абд ал-Малик ибн Атташ, глава исмаилитской давы в Западной Персии и Ираке (отсюда).
Затем Хассан много путешествует. Двухлетняя поездка в Египет, девять лет в качестве странствующего даи, в конце концов он "обосновался" со своей проповедью в Северной Персии у Каспия. Именно тогда он уже ищет подходящую крепость, дабы закрепиться в этих областях, и сосредоточиться на давней вражде с Низамом аль-Мульком, преследовавшим его в Персии. Как мы помним, вражда закончилась в пользу Хассана, да славится первый смертник Бу Тахир Аррани, про которого я писала в предыдущем посте.
Тут мы плавно переходим от собственно религиозных вопросов уже к истории, так что, я пока останавливаюсь. Более менее-разобравшись с ответвлениями ислама, я ещё поразбираю биографию и-Саббаха. Но, честно говоря, вооружённая вот этим материалом, я уже нуждаюсь, скорее, в разборе контекста того времени и тех стран. Когда Саббах успел крупно рассориться с Низамом, примерно ясно из легенды их совместного обучения у имама Муваффека и последующего нарушения некоторой клятвы... Но вот... Да, и Крестовые походы... Словом, всё ещё впереди.
Дополнение идеологическое.Религия, идеология и черти. Я тут задумалась. Крещёная по православному обычаю, объясняющая мир с позиций на грани язычества и пантеизма, с чего я так увлеклась исламом? Этот вопрос, заданный мне Alex_Strangel, пока остаётся без ответа, даже попытки свести всё к притягательности, простите, Assasin's Creed, никуда не годятся. В целом и общем... Я, скорее, считаю, что войны и политика - это одно, а ислам - несколько другое, хотя явные напряжённые нити связей здесь есть, и нити очень древние. Я не против ислама, не против католицизма, иудаизма, сатанизма даже. Я против человеческих слёз и жертв.
А уж почему именно низариты, это я выясню в процессе.
@темы: Истории, Интересности, Наблюдения, Творчество