е уверена, что смогу написать что-то более подробное ever. Потому что мне гораздо интереснее обсуждать это с живым человеком и спорить, ибо интересность пятна для меня если и стала понятней за крайние месяцы, то — где-то подсознательно. Эти примеры — самое очевидное, что могу изложить.
Двадцать первое декабря"Практика. Практика. ... Результат". (автор постера - М. Поливанов)Как и обещала неделю назад, начну рассказывать про форму, веса и пятна в композиции. Сегодня - о ритме формы, о контрастах формы и весе пятен, всё на примере пейзажей. Закономерности эти исходят из наблюдений - по примеру того, как мы обсуждали эти вопросы с преподавателями. В завершении скажу немного о феномене "хорошего пятна".
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139635.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139635.jpg)
Пример 1. Симметрия
Всё, о чём мы тут говорим - это приёмы, позволяющие сделать картинку интересной. И в случае с симметрией принцип "интересности" - в обыгрывании симметрии при помощи асимметрии - в этом и контраст. Левое пятно вытянуто больше, берег там сходит к воде, на цветном изображении взгляд привлекают сияющие росчерки на воде. За счёт главенствующей симметрии картинка кажется достаточно спокойной, но фигура в правом "коридоре" указывает на динамику, какой-то сюжет. Кто этот человек (если человек), что он здесь ищет, что может произойти дальше? При помощи этих мелких деталей - росчерки, берег, фигура - симметрия перестаёт быть скучной.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139647.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139647.jpg)
Пример 2. Ритм
читать дальшеДетализированная работа, показывающая некую местность, насыщена подробностями, в которых чувствуется распределение штриха, отвечающее за ритмы дуг и прямых. То есть, каждый фрагмент работы отрисован очень детально, и эти детали формируют своё направление на каждом участке. При этом читается множество дуг и направляющих, часть из которых показана на схеме рыжим и зелёным. Этот ритм создаёт впечатление истории некогда существовавшего здесь народа, который особое значение придавал формам круга и прямоугольника - это помогает создать в воображении историю. Вместе с тем, обилие деталей, подчинённых нескольким главным формам, заставляет взгляд следовать каждой дуге, осматривая с интересом все элементы местности. А острые контрастные шипы вокруг алтаря показывают центр композиции.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139661.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139661.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139662.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139662.jpg)
Примеры 3 и 4. Повторы в перспективе
В этих двух примерах для создания ощущения глубины использован приём повтора формы. Разумеется, разнообразие должно сочетаться с таким приёмом - например, на рис. 3 повторы отнюдь не так чётки, как изображено на схеме. Да, крупные части формы действительно выглядят схожими, но при той детализации, которая видна даже на уменьшенном изображении, они не кажутся механическими копиями. Важно и присутствие дерева - его сложная канва контрастирует с основательными плотными скалами. С другой стороны, в иллюстрациях с рукотворными объектами - как на рис. 4 - можно использовать более жёсткие повторы. Этот контраст природных и рукотворных форм тоже важен и создаёт созвучие зданий и растительности на рис. 4. Вместе с горизонтальными и вертикальными линиями, добавляющими композиции устойчивость, природные формы - дерево и абрис скал - делаю работу привлекательнее, помогают взору переходить от одного фрагмента к другому.
Во время просматривания мы уделяем изображению совсем немного времени, вниманию не требуется больше нескольких секунд, чтобы оценить всю картинку. Поэтому созвучие форм так важно - он быстро читается и определяет впечатление от картинки - покажется она привлекательной или скоро забудется.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139720.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139720.jpg)
Пример 5. Контраст формы пятен
Зрелищный и яркий пример контраста форм круга и треугольника с участием горизонтали - всё, что выше середины, имеет плавную форму и фактуру, всё, что ниже - угловатое и резкое, а вершина скалы и дальние облака слева как бы заходят на чужую территорию, помогая соединению, при котором рисунок не кажется просто поделенным пополам.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/thumb/80139728.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/3/3/2/1332507/80139728.jpg)
Пример 6. О шейпе (пятне)
Пятно - это обобщённая форма, которую занимает тон или ряд близких тонов на плоскости работы. Пятно ограничивается линией контраста с тонами другой освещённости - более светлыми или более тёмными.
Главная задача пятна - не только позволять быстро читать сюжет рисунка, но и быть интересным. Скажу сразу - секрет интересного шейпа для меня так и остаётся секретом. Есть некоторые основные правила: неравномерное распределение веса в пятне (см. рис. 1 - даже при очевидной симметрии светлые пятна остаются разными), сочетание в пятне мелких и крупных форм - на рис. 6 фигура снизу и сам дракон привлекают внимание. Здесь интересно заметить, что светлое пятно состоит из крупных частей одинаковой ширины - это помогает собрать внимание на драконе и на путнике, они куда мельче, но на них есть сильные контрасты тона. При этом уступ с путником темнее и кажется ближе, а с драконом дальше - это повтор, аналогичный повторам на рис. 4, при этом уступ дракона кажется крупнее - потому что он дальше, но по площади такой же. И ещё - линия, очерчивающая тёмные тона рис. 6, хотя и отличается некоторыми деталями, состоит всё же из довольно крупных кривых, что усиливает акценты на персонажах - это тоже принцип построения шейпа.
Пример 7. Просто хороший шейп
![](http://fc05.deviantart.net/fs71/f/2013/132/2/e/stormycoastsketch_jadriencousens_by_jadrienc-d652dl0.png)
![](http://fc05.deviantart.net/fs71/f/2013/132/2/e/stormycoastsketch_jadriencousens_by_jadrienc-d652dl0.png)
Тут собраны, на мой вкус, главные принципы интересного пятна - минимум повторов, контрасты размеров и лаконичность линий. Ни один фрагмент скал не выглядит однообразно, ширина и вес частей различаются и создают ощущение природного разнообразия. Перспектива очень просто и естественно решена тонально - слева близкие скалы, тёмные, видны мелкие детали и отдельные камни, а чем дальше, тем лаконичнее штрих и тем мягче тон - к небу.
Поскольку все мы очень разные и бываем в разных настроениях и состояниях, так и трудно бывает оценить, является ли то или иное пятно хорошим или плохим. Считаю, что в добавок к тем примерным основам пятна, повторов, контрастов, есть ещё что-то, что происходит в нашем восприятии и что является решающим. Некое ощущение, которое вызывает каждая конкретная картинка в нашем воображении - отзывается или нет, кажется скучной или не забывается годами. Поэтому и принципы, которые изложены выше, я не считаю жёсткими правилами - сколько примеров рисунков, в которых всё совсем не так, и они хороши (или по крайней мере, нравятся людям =)! Знания эти скорее помогают понимать, что именно в рисунке может работать на идею, а что помешает ей - в вашем восприятии, как автора. А встреча искусства с опытом других людей - штука всё-таки малопредсказуемая, особенно в деталях.
Надеюсь, этот обзор был вам интересен. Как и всегда, на любые вопросы я постараюсь ответить в комментариях. Авторы использованных работ: JoshEiten, julijuly, merl1ncz, shoomlah, gypcg, Lyno3ghe, Balaskas, JadrienC и KlausPillonРулетка запускается!![](http://files.adme.ru/files/news/part_48/480405/7467855-R3L8T8D-650-Practiceprv2.jpg)
Спасибо!