Сетевое общение и топка паровоза
Как у любого живого человека, у меня есть запасы телесных сил и сил разума, эмоциональное состояние и цели, которые требуют мотива и воли для достижения. Именно об этих шести категориях пойдёт речь, а тема — творческий труд.
многобуквенноеУ моей заметки будет только одна беда: удобоваримого определения творческого труда я так и не нашла. Поэтому ставлю сама. Творческий труд - форма труда, результатом которого является по-новому организованная система элементов и взаимосвязей, не встречавшаяся в таком виде ранее и имеющая основой эстетическую составляющую.
Творческий труд для меня, в первую очередь, труд, и уже потом — творческий. Как любой труд, сколько удовольствия он бы не приносил, творческий требует от меня расхода сил, и телесных, и душевных: мне нужно не только воплотить, но и как следует подумать, всё рассчитать и спроектировать. Мне нужны зоркие глаза и крепкая попа, наработанные приёмы и навык работы, а это связано с тратами. Эти траты я осуществляю для чего-то. Это вложение в будущее, и я хочу видеть его целевым. Удовольствие при этом тоже может быть целью.
Поэтому логично было прийти к двум крайним формам творческого труда: для самоудовлетворения (нарисовать картинку, которую хочешь видеть, убрать в папку и время от времени любоваться) и для получения дохода.
Доход материальный я тут рассмотрю только раз: я считаю, что деньги — это очень хорошая штука, они красивые и при помощи денег можно восполнять запасы эмоциональные, умственные и телесные, они улучшают настроение и мотивируют в известной степени. Поэтому регулярно оплачиваемый творческий труд и есть моя цель на ближайшие года два.
Но доход бывает не только материальный. Обилие площадок для публикации результатов творческого труда сделало своё дело: я хочу, чтобы меня любила публика. И пусть значительная часть моих работ делается в рамках целерационального долговременного вложения (наработка портфолио), я не хочу "поститься" всё это время и "расти" в затворничестве.
Я знаю, есть люди, приверженные концепции, что рост и долговременный труд должны совершаться в уединении, максимум, при учителе. Я не придерживаюсь таких строгостей, я хочу расти в школе, во дворе, если угодно такое сравнение: тут есть и старшие товарищи с примерами, от которых рождаются зависть и мотив, и младшие, взаимодействие с которыми тоже несёт пользу. Поэтому я люблю сеть, люблю думать о вопросе творчества в сети. И вот что есть показать из опыта.
1. Ценность публичного сетевого общения в расширении приёмов работы.
Оценочный тезис: Публиковаться и просматривать опубликованное полезно.
Ресурс: мотивация и воля.
Доход: умственный (информация) и эмоциональный.
Вне зависимости от качества, которое, вообще говоря, трудноопределимо мною у работ моего уровня и выше, приёмы творческих личностей, трудящихся в одной нише, уникальны. Поэтому мне равно интересно смотреть на работу новичков (изобретательность и внезапный в новизне угол зрения) и на процесс профессионалов (целая россыпь наработанных приёмов и горизонты, уходящие вширь). Мысль о том, что я нахожусь где-то посерёдке, приносит определённый доход, эмоциональный, в первую очередь. Мне уже есть, чему учить даже собственным примером, и впереди ещё много интересного. Серединка для меня - понятие очень расплывчатое, потому что, считаю, у пути есть начало, но нет конца, обозначенного каким-то пределом совершенства.
За это я люблю сеть, за эмоциональный ресурс восторга от получения уроков и научения тех, кого я уже могу учить, и за пищу для разума, богатейший материал для наработки навыка. Доход? Однозначно. Немного терпения и мотива требуется, чтобы собрать воедино как материал полученный, так и материал отдаваемый и сделать так, чтобы оба они работали, первый у меня в творческом пространстве, второй - у тех, кому я его передала.
2. Ценность публичного сетевого общения в обратной связи.
Оценочный тезис: Публиковаться приятно, если знаешь, зачем.
Ресурс: весь комплекс (телесный, умственный и эмоциональный ресурс, мотивация, воля).
Доход: эмоциональный, мотивационный.
В беседе с подругой родилось прекрасное сравнение. Для случаев, когда отзыв размещается свободно (исключаем: отзыв заказчика, отзыв как часть договора между творцом и другим человеком, отзыв по запросу, например, критика и советы профессионала) и если он положительный, то он как пироженка. Вкусная, сладкая. Но когда я пробовала трудиться только за пироженки, что-то в организме портится: нельзя есть столько сладкого, слипается попа. А проще говоря: у меня волевой и мотивационный ресурсы перестают пополняться в обычном режиме: как будто я работаю на заказчика, только деньги он даст или нет — не известно. А я так работаю, так работаю, что если не даст, то как жить? Отношения зависимости меня никогда не прельщали, хотя и избегать их полностью не удалось.
Поэтому постепенно я просекла ценность картошки: собственного топлива, устойчивого комплекса мотивов и целей, построенного из расчёта имеющегося ресурса и волевого запаса. Волевой запас, кстати говоря, подобен ресурсам телесным или умственным: он тратится и восполняется, а при тренировках максимальный уровень его делается выше. Упрямство растёт, грубо говоря.
Картошка уравновесила систему. Я знаю, что и зачем я делаю, пироженки — приятное дополнение к меню. Без них я обойтись не могу, у меня есть определённая потребность во внимании, особенно во внимании к важному делу текущей части жизни. Поэтому я и выбрала зарабатывать пироженки, во-первых, заказами, во-вторых, публикацией в тематических сообществах, а в-третьих, прямой просьбой. Когда мне не хватает кондитерских изделий, я так и говорю.
А зачем они мне? Восстановить эмоциональный ресурс и мотивацию. С этой же задачей, кстати, справляется обмен телесного ресурса на эмоциональный в процессе типа "спорт", ещё поход по книжным и (не всегда, но часто относящаяся к творчеству) беседа с друзьями. Мотивация подтягивается следом за эмоциональным фоном, потому что я повысила её целевой установкой. Я знаю, для чего я занимаюсь творчеством.
Вот это фокальный момент темы обратной связи, пресловутого фидбека. Для меня справедливо следующее: при высоком уровне мотивации, на котором более 70% объёма работы я в состоянии совершить в той самой изоляции, положительная обратная связь способна восстановить некоторую (довольно заметную) часть эмоционального ресурса, который в рамках творческого труда влияет, в первую очередь, на укрепление всё той же мотивации.
Ну и лестно, конечно. А умение обратиться с просьбой о пироженке я считаю базовым в списке навыков публичного творческого труда в условиях сети.
3. Ценность публичного сетевого общения в критике.
Оценочный тезис: Публикация требует отваги и навыка фильтрации базара.
Ресурс: мотивационный, эмоциональный, волевой.
Доход: умственный.
Как-то я увидела среди "правил поведения в <чьём-то> блоге" пункт со смыслом "я люблю критику, а похвалы оставьте при себе". И сразу почувствовала приятную волну несогласия. Пусть его, этого <кого-то>, но у меня не так. Я люблю похвалу, и ещё как. Только откровенно театральная, неискренняя способна вызвать вывих челюсти, всё остальное прекрасно, и чем честнее, тем лучше.
При этом мне оказалось принципиальным научиться двум вещам: не реагировать на негативные отзывы эмоционально и только (то есть, к эмоции ещё что-то надо добавить, убрать эмоцию я не намерена), и отделять личное мнение от профессионального. Недавно в переписке с таким же творческим тружеником поднялась справедливая мысль: важно и нужно уметь понимать, что некая творческая единица сделана хорошо, даже не полностью, а и знать, в каких деталях (уметь разобраться), при этом признавая, что личное отношение к единице — никакое или негативное. Отношение к автору, как я считаю, тут вообще не существенно. Например, я не люблю Куравлёва или Басилашвили. Мне эти люди неприятны. Но как актёры, они очень талантливы, и их роли в картинах я разберу с удовольствием - это же мастерская работа, высокий пилотаж.
Как только я научилась разделять мнение человека личное от мнения более вдумчивого, оценку меня от оценки творчества, и воспринимать "плохо" без пафоса, жизнь стала проще и приятнее. Я могу задать комментирующему достаточно вопросов, чтобы разобраться, где ему не нравится лично, а где реально ошибка в работе, исправив которую, я смогу получить произведение, более качественное, а не только более приятное кому-то. Разделение такого рода позволяет невероятно сократить расход эмоционального (почти самого важного у меня) ресурса, и вывести критику на плоскость тренировки навыка, где ей, считаю, самое место.
Трудно — было. И кстати, приучать комментаторов к воспитанному поведению тоже стоит усилий. Базовыми стали правила (правила для меня, как вести себя с неучтивыми или резкими):
* не показывать работу в процессе тем, кто может судить сгоряча (были даже такие преподаватели, но я от них уходила);
* искренне реагировать на неприятные слова (куксить носик, если говорят обидное, а не тянуть вежливую улыбку);
* и в случае намеренной обиды выяснять, чем я лично насолила комментатору, либо забывать сей эпизод на месте.
4. Ценность публичного сетевого общения в обмене идеями.
Оценочный тезис: Пытаться получить великолепное потомство от чужой суки (не ругательное) и разводить собственных собачек, тщательно, пусть поначалу неумело подбирая лучших из породы — близкие подходы.
Ресурс: весь!
Доход: самый разнообразный, плюс репутация.
Очередное прослушивание семинаров Олди (это у меня регулярное развлечение, а прекрасная подруга снабжает меня ещё и статьями, ну и сама ищу на оф.сайте) совпало с очередным же обсуждением темы фандомов.
Я внезапно поняла, что для себя вижу единственную разницу между трудом на ниве фандома и трудом в собственном ключе: на этапе выработки первичной идеи. Действительно, как внутри, так и вне фандомов создаются прекрасные и ужасные вещи. За соотношение говорить не берусь, не центральный вопрос. Разница только в отправной точке.
Схему я вижу так: есть некий конструктор, на выходе которого получается комплекс связей и элементов, который принято называть "миром". Мир Варкрафта, мир Гарри Поттера, вы их знаете. Так вот, творец либо использует готовые результаты конструирования, либо конструирует на начальном этапе сам. Всё, дальше я технически не вижу ни малейшей разницы.
Поэтому я равно работаю как с фанартами, так и со своими вот проектами-с-нуля ношусь. Второе мне эгоистически интереснее: вся, абсолютно вся пенка с результатов достаётся мне: опыт работы с оным конструктором, благословенные похвалы и нескромное ощущение величия и гордости за своё детище. В нём сплавлена куча идей, уже имевших место до меня. Но никто не догадался отправиться в путь именно с этой точки, где элементы сошлись именно так. Сам путь далее обладает массой возможностей проявить себя, настолько могучей, что разницу между использованием готового и корпением над своим "миром" можно и не заметить (мне говорили, есть роскошные фанфики, я сама регулярно вижу шикарный фанарт).
Только одно упрямо толкает меня к станку конструктора: ревность =) Острое нежелание делиться с кем-то полученной славой и удовлетворением. Поэтому свои "миры" я люблю куда сильнее.
Обобщение.
Творческий труд стал для меня трудом, когда я поняла, что хочу зарабатывать деньги именно им. Я с гордостью пишу сейчас эти слова, когда цель моя ещё, так сказать, даже на горизонте видна с трудом. И именно в том моя гордость, что впереди ещё больше года работы на картошке и активного общения в сети, а долгие беседы с творческими друзьями хочется пустить в благое дело приближения к цели. Эти беседы и наталкивают меня на вопросы "а зачем творчество?", "а почему я могу регулярно работать?", "а в чём тонкости взаимодействия с публикой?" и "как я отношусь к обратной связи?" Я — гражданка упёртая, это очень выручает. Таковой я стала совершенно со смешного случая: вопрос здоровья в детстве. Или я делаю ежедневную лечебную гимнастику, или участь моя становится печальна вот прям щас и обещает быть таковой остаток жизни. После пяти лет выбора в пользу гимнастики было понятно: при нужной мотивации человек становится упрямейшим существом, он хочет и готов заниматься противоестественным — трудиться.
И кстати. Мой творческий путь художника начался, когда мне было лет этак восемь. Строгий папа вдруг не менее строго поинтересовался: "А чем ты увлекаешься, доча? Вообще что-то есть?" Я устыдилась и решила увлечься рисованием. Понимаете? Решила. Видимо, такие у меня мозги. Потом мотивы, один, другой, третий. У меня оба образования, вышка и аспирантура, никак с рисованием не связаны. Но я упрямо тащу его, я решила же.
Сейчас мне кажется, что я герой. На самом деле — художник. Героем я буду, когда меня позовут работать в хоро-ошее местечко.
В завершение: все эти измыслы становятся используемыми (не "понятыми", но доступными в дело) о-очень медленно, даже для меня. И приходят они постепенно. Мотивацию я считаю важнейшим из ресурсов, и именно с неё началась моя способность упрямо тащить в дело всё: сперва для поиска точки приложения сил, а потом для получения способов, рычагов и пр. А мотивация начинается и с зависти "хочу уметь вот так, и чтобы вот так хвалили", и с того упрямства "зубами полезу, но вылезу на самый верх", и с хороших примеров рядом. Поэтому общение в сети стало прямо Кландайком: тут нашлось всё. И оное всё не просто нашлось. В спорах, неудобных ситуациях и неприятных разговорах это всё превратилось в топливо. на котором паровоз двинулся из неуютного "здесь" в радужное "мечтаемое". В поезде этом нашлись и радости, и попутчики (о, куда я без вас!). А несовпадение мечты и реальности продолжается, спасибо Леонардо да Винчи за аксиому недостижимости!
@темы: Социо, Полезное, опыт +100, Наблюдения, Творчество
Karolina Cienkowska, *обнимает* я таю от твоих слов. Спасибо.