A drawer & a honest art-thief.
Эта статья получилась в результате обсуждения с Flash предыдущего мироигручего поста.

0. Главная посылка: "Можно всё, важно только учитывать находящихся рядом людей". "Танцуй так вольно, как можешь, чтобы сохранить в целости ступни окружающих". Немного пояснений.
1. Сценарий, определение.
2. Сценарии — это всегда такое вот явление: ...
3. Сценарий мало того, что срабатывает, так ещё может быть разрушен (тут "как растить детей").
4. Вторым ключом на волю из сценариев становится умение честно сообщать о своих чувствах. Да, вторым, потому что есть и первый.
5. Дело в том, что реальный мир честных взаимоотношений предполагает три ошарашивающие вещи.
6. Третий и равно важный ключ — слово "можно". Неужели можно всё?
7. В глубине сущности есть то, что заботится.
8. Вещи, делаемые просто по велению сердца, отличаются от других вещей.
9. Быть собой это как быть Томасом Рифмачом.
10. Выбор каждого в том, чтобы видеть или не видеть чайную чашку.
11. Страшно. Что есть страшного?
12. Надо ли отвечать на вопрос, зачем при таких страхах стремиться жить вне сценариев?

13. Теперь я иначе смотрю на фразу "Ничто не истинно, всё дозволено". Чуток пояснений.

П.С. Напоминаю, что данный текст является авторским только в части выводов и той благой цели — вспомнить нить наших рассуждений с Флэш и вывести сюда всю цепочку. Большую часть выкладок легко можно найти у Берна и knjazna. Ещё, разумеется, цитирую и Флэш, по нашей вчерашнее беседе, и из нынешних комментов.

@темы: Социо, Полезное, опыт +100, Интересности, Книги, Наблюдения, ПЧ, Город

Комментарии
19.08.2010 в 12:19

Первое условие бессмертия — смерть.
Спасибо)
19.08.2010 в 12:28

Sad al Suud
Ух, как подробно! Анда, спасибо огромное. Если бы я писала это сама, то половину бы точно упустила.
Мне понравились все пункты, кроме первых двух. Потому что они написаны толково, но очень сложно. Неподготовленный (читай: не имевший с тобой беседы в Сабвэе) человек может сходу и не въехать во все эти термины. Мне сильно помогло то, что ты приводила много примеров из жизни; на примерах всегда легче уяснять сложные теории. То есть хорошо бы объяснить, что такое сценарий и как его ломать, на примере со встречей с коллегой в коридоре (когда улыбаешься, этого не желая). И пояснить, что сценарий становится рефлексом, и сложность в том, чтобы избавиться от рефлекса.

Слова "секвенция" я не знаю, как я выяснилось. -_- И что такое шоссе Карпмана, тоже. Ну ладно, я-то слазаю в гугль, а рядовой читатель этого поста - не полезет.

Дополнение-размышление к третьему пункту.
Затем предложить ребёнку отработать свою ошибку посильной помощью по дому. Посильной, важное слово.
"Проступок - эмоциональное наказание - страх" - это ведь тоже сценарий, верно? Он очень быстро укладывается в голове и становится рефлексом. Страх становится обязательной фоновой эмоцией, причем ребенок боится уже даже не тогда, когда поступок совершен ("разбил банку, но мама еще не пришла с работы, вот придет, узнает, и будет мне плохо"), а когда существует всего лишь потенциальная возможность проступка ("а что, если я случайно разобью эту стоящую на столе банку? Мама придет с работы, увидит, и будет мне плохо..." - и дальше идет накручивание себя и проживание еще ничем не обоснованных негативных эмоций).
А тот вариант, который предлагаю я (хотя подозреваю, до меня его придумала куча детских психологов) позволяет свести к минимуму негативные эмоциональные последствия прецедента и для родителя, и для ребенка, да еще и извлечь из него максимальную пользу, которая тут вообще-то и не предполагалась. Так, ребенок знает, что если он разобьет тарелку, мама, конечно, расстроится, но это не будет конец света - нужно всего лишь отработать проступок и тем порадовать маму (например, неделю самому мыть посуду). Нужно очень четко и сразу дать ребенку понять, что плохой - его поступок, но не он сам.

Еще хотелось бы пояснее описать мысль
Можно, ребята, быть простым человеком, можно измерять силу своей жизни не по признаку "сколько я связал носков" и "сколько моих мозаик купили на выставки" — не по результату. По процессу.
Уточнить, что смысл жизни - только и исключительно в самом процессе жизни (и вспомнить восточную философию, в которой счастье - это не момент, когда ты взобрался на вершину горы и воткнул туда флажок, а сам растянутый во времени процесс восхождения на гору, или спуска с горы, или просто бездеятельного сидения на берегу Хуанхэ).
То есть, если кто-то в позиции "стоя на голове" плетет мандалы и при этом еще декламирует Шекспира в оригинале, это не значит, что он проводит время более значимо и насыщенно, чем вы, который лежит на диване, разглядывает узоры на потолке и ловит от кайф от мягкости дивана, от красивого потолка и пролетевшего мимо ветерка из распахнутого окна. Важна эмоция, которую человек получает из процесса. Если он ловит кайф от ничегонеделанья, или слез, или чего-нибудь столь же бесполезного (по обычным меркам), то он - молодец, он идет по своему Пути Сердца. В конце концов важен только эмоциональный/духовный багаж, который мы заберем с собой из этого мира.

Быть собой внешне и с непривычки выглядит как позёрство, наглость и бестактность
Здесь хорошо бы привести пример с нежеланием идти на встречу. Ты банально не хочешь идти, но не можешь этого сказать, потому что это будет сочтено грубостью. Сценарий предполагает, что к отказу должна прилагаться уважительная причина. Если ты отказался встретиться, но при этом не пояснил, что завтра у тебя похороны любимой бабушки / у тебя дико болит зуб / мама прилетает из Урюпинска, - тебя записывают в хамы. Нельзя просто отказаться. Еще хуже, когда ты открытым текстом говоришь "Я не приду, потому что мне не хочется". В этом случае тебя не просто запишут в хамы, но и сделают далекоидущие выводы относительно твоего характера, воспитания и состояния отношений с человеком, с которым была назначена встреча.
Сценарий не предполагает реакции "А почему тебе не хочется?" (а может, человек просто хочет побыть в одиночестве - вот конкретно сегодня). Сценарий предполагает реакцию "Ах, ты не хочешь со мной общаться! Ну, и я тогда тебе больше не буду звонить".
То есть нужно всегда помнить, что честность и искренность может быть истолкована как банальное хамство. Правду принято приукрашивать различными бантиками вроде "но", "не потому что ... , а потому что ...", "так получилось" и т.д.

Посему научиться видеть мир и чайную чашку так, как видите их вы, трудная задача, она, без шуток, на всю жизнь
А вот тут можно отослать читателей к рассказу Сэлинджера "Тедди".
Фактически, сломать сценарий - это забыть, что слон большой. Потому что "слон большой" - это тоже чужой, вложенный в твою голову сценарий. Ведь слон большой только в сравнении с чем-то.
19.08.2010 в 12:39

а дети cеверных птиц улетают на юг, ни с кем не прощаясь.
спасибо. правда.)
19.08.2010 в 12:42

Первое условие бессмертия — смерть.
Потому что они написаны толково, но очень сложно.
Да, согласна. Я тоже сначала не въехала, не совсем понимая, о чем речь. Правда, потом, в общем контексте, все стало понятно.
Так, ребенок знает, что если он разобьет тарелку, мама, конечно, расстроится, но это не будет конец света - нужно всего лишь отработать проступок и тем порадовать маму (например, неделю самому мыть посуду).
Как я вижу, если мама прививает ребенку мысль, что нужно отработать поступок тем же мытьем посуды - это сценарий. Если ребенок сам выбирает такое развитие событий - это импровизация. То есть по сути ребенка нужно научить выбирать, а не реагировать чем-то конкретным на что-то конкретное.
Еще хуже, когда ты открытым текстом говоришь "Я не приду, потому что мне не хочется". В этом случае тебя не просто запишут в хамы, но и сделают далекоидущие выводы относительно твоего характера, воспитания и состояния отношений с человеком, с которым была назначена встреча.
Вот тут мысль, проверенная на практике. Да, поначалу записывают в хамы, к примеру, поначалу может сработать штука "многие друзья не примут и не поймут нового поведения". Но постепенно в окружении появляются те люди, которые не записывают и принимают. Те, кто запишет, наверняка будут появляться, на той же работе, к примеру (хотя и это изменяемо, и можно все устроить так, что будет найдена такая работа, которая соответствует). Но с той же работой - тут выбор опять же: если мне нужна эта работа, я согласен носить дресскод.
19.08.2010 в 12:49

Sad al Suud
Я тоже сначала не въехала, не совсем понимая, о чем речь.
Просто Анда, как социолог, иногда использует термины, не понятные людям, которые не подкованы технически...

Как я вижу, если мама прививает ребенку мысль, что нужно отработать поступок тем же мытьем посуды - это сценарий
Нет, я не это хотела сказать... Этот пункт меньше всего относится к собственно сценариям, пожалуй. Здесь дело в реакции на проступок. Я хотела только сказать, что нужно не наказывать эмоционально (эти шрамы очень долго зарастают, если зарастают вообще), а позволять ребенку исправить свою ошибку приемлемым для него способом. Не в смысле "я разбил банку - буду неделю мыть посуду", а в смысле "я разбил банку - это плохо, но это не конец света, все можно исправить".

Но постепенно в окружении появляются те люди, которые не записывают и принимают
Да. Как вариант - сразу объяснять людям, претендующим на роль близкого друга, принцип бессценарной жизни. Поймут и примут - если захотят. А может, и сами присоединятся.
19.08.2010 в 13:11

Первое условие бессмертия — смерть.
Flash
) мне как психологу не сложно понять термины, которые использует Анда) Я не могла сначала въехать в суть игры.

про маму и ребенка - я просто взяла Вашу мысль и развила ее) в моих словах не было несогласия. Судя по тому, что Вы сказали в последнем комментарии, я правильно почувствовала сделанный акцент на "это не конец света") и сделала акцент на другом.
19.08.2010 в 13:15

Sad al Suud
Понятно =)

Да, правильно. Мне иногда сложно выразить свою мысль однозначно, чтобы не требовалось пояснений.

PS. Ко мне можно на ты)
19.08.2010 в 13:19

Первое условие бессмертия — смерть.
Flash а мне показалось, что твоя мысль достаточно полно выражена.
PS. ко мне тоже)
19.08.2010 в 13:22

Sad al Suud
Ну, пусть так.)
:friend:
19.08.2010 в 13:39

A drawer & a honest art-thief.
Окей, дамы, неоценимое вам спасибо, сейчас допишем.
Увы, это моя особенность — я пишу так, как будто все окружающие знают минимум то же самое, что и я (иногда из-за этого я не пишу вовсе). Сейчас дополню, если позволите, и с вашими же комментариями.

Потом мне будет ещё что сказать по некоторым помянутым вами моментам... Но это не в текст, это поговорить.
19.08.2010 в 13:49

Первое условие бессмертия — смерть.
Анда
если позволите, и с вашими же комментариями.
конечно)

и поговорить интересно.
19.08.2010 в 14:08

Sad al Suud
Хорошо, спасибо. :) Ты тогда дополни пост, и, если ты не против, я процитирую его у себя.
19.08.2010 в 15:08

A drawer & a honest art-thief.
Дополнила по всем пунктам. Сейчас укажу хвосты, которые оставила, дабы не писать вообще обо всём. Теперь текст стал полнее, но общий вывод, вроде, остался на месте. Дамы, я попрошу вас прочитать это снова и полностью...

Flash
на примерах всегда легче уяснять сложные теории — по поводу первых двух пунктов, это такие "крючки", за которые цепляется читатель. Кое-что дописала в пунтк 0. и про сценарии. Что ещё не объяснила? Да, дорогая, лично от меня — извинения за секвенции и Карпмана. Просто довольно двано уже пользуюсь этими словцами в постах, вот и... Но я всё пояснила. Это действительно невежливо.
Остальные четыре примечания тоже сделала, про ребёнка, Шекспира, восточных мудрецов и "Тедди". Спасибо тебе!
И вот это: "сразу объяснять людям, претендующим на роль близкого друга, принцип бессценарной жизни". Это очень сильно относится не только к данному вопросу, но и к моему исследованию блогов. А именно, к вопросу о декларируемых требованиях и правилах общения на территории (чаще) личного дневника. Особенно рапространённое "кому что не нравится — закрыть окно это крестик вверху справа". И у меня тут нет чёткого и ясного мнения, равно как и научного подхода. Оставила этот хвост висеть, буду его думать.
А, и да, я всегда не против цитирования — сейчас и вообще.

Джайя
постепенно в окружении появляются те люди, которые не записывают и принимают — вот это очень кстати, вписала. Отлично созвучно вот этому тексту.

Дамы, спасибо. Фидбэк обогащает. Вы учите меня писать и думать.


лунная мышка Соня, я рада поделиться.
19.08.2010 в 15:11

Sad al Suud
Анда, спасибо! Перечитала пост - теперь вроде бы все на месте. :) Пошла цитировать.

А оставшиеся хвосты можем еще обсудить.
19.08.2010 в 15:16

A drawer & a honest art-thief.
Flash, замечательно. Уф, приятно подумать! В смысле, именно обдумывать приятно.
Давай. Вот как ты собственно относишься к "правилам поведения в этом блоге"?
19.08.2010 в 15:27

Sad al Suud
Это точно. :)
Мм. То есть как я отношусь к блогам, где заранее расписаны правила поведения? В какой-то момент, если честно, я подсознательно считала это дешевыми понтами: мол, у других такого "законодательства" нет, а этот чего выпендривается? Но потом я поняла, что "свод правил" может быть очень полезной штукой. Недавно у меня была ситуация, когда я искренне похвалила рисунок знакомой художницы фразой "Это великолепная работа, одна из лучших у тебя за последнее время". Художница оскорбилась до глубины души, потому что, как оказалось, фразу "одна из лучших твоих работ" она воспринимает как "эта работа хорошая, а все остальные - гуано в брикетиках". На следующий день она написала правила поведения у себя в дневнике, где четко обозначила, какими фразами хвалить ее нежелательно. Увы, было поздно. Попутно она удалила тот пост с рисунком и нашей дискуссией, а также отписалась от меня. И это человек, с которым я прекрасно общалась годами.
Конечно, возникает вопрос - а не разошлись бы мы в конечном итоге все равно, если ей легче устранить источник проблемы, чем эту проблему решать? Но в любом случае - если бы я была предупреждена, если бы был свод правил, мы бы, наверное, общались до сих пор.
А вообще, "правила поведения", которые можно найти в эпиграфах многих дневников, практически дословно повторяют друг друга: запрет на мат, призывы к насилию, неуважительное отношение к собеседнику и т.д. Очень немногие оговаривают отдельно какие-то нестандартные пункты (даже пример сходу не получается вспомнить).
19.08.2010 в 15:47

A drawer & a honest art-thief.
Хороший пример с "гуаном в брикетиках"... Оно как-то больно по-детски, наверное, Берн сказал бы, что это в человеке говорил "непонятый Ребёнок". Ну, знаешь, "не играй в мои игрушки..." Я тебе сочувствую.
По вопросу о правилах. Хм. Мне подспудно кажется, что посетители как-то сами знают, как себя вести, даже при наличии правил. Это заметно по постам, поведению автора, даже по цвету блога (боюсь, этот аспект я не засуну в исследование, но для души статистику веду, и оно да, соотносится). Пушо, к примеру, я прошу всех обращаться сразу на "ты". А они не обращаются. Знаешь почему? Потому что я подспудно хочу таки слышать от них "вы", блин! И они это знают. Пойду, сотру к чертям свои правила *улыбается*
19.08.2010 в 16:05

Sad al Suud
Да ничего, я искренне думаю, что это к лучшему... Не всплыло бы сейчас - всплыло бы потом.
Мне подспудно кажется, что посетители подспудно сами знают, как себя вести, даже при наличии правил
Кстати да. Стиль ведения дневника как-то ненавязчиво программирует и стиль комментариев. Например, у меня практически никогда не бывает неграмотных и односложных комментариев, тем более меня не комментируют "плюсадынами" и смайликами. Но стоит мне зайти в посты к некоторым моим Избранным - у них этого добра навалом. А почему? С чисто филологической точки зрения могу ответить:
1. Авторы пишут, игнорируя орфографию и/или грамматику.
2. Они игнорируют заглавные буквы.
3. Они позволяют себе заменять знаки препинания смайликами.
4. Вместо развернутых мыслей по поводу чего бы то ни было они ограничиваются "лолами" или все теми же смайлами.
Получается, они сами подают своим ПЧ пример, подсознательно указывают, в каком стиле с ними желательно общаться.
Если человек написал лытдыбр с красивым описанием увиденного или искренним подробным отзывом на книгу/фильм, у читателя просто рука не поднимется поставить ему "+1". В каком-то смысле можно сказать, что автор подспудно дрессирует своего читателя, а читатель возвышается либо снижает свой уровень до уровня автора, чтобы добиться максимального комфорта в общении.
Что касается тыканья и выканья, то я у очень многих людей встречала в Правилах Дневника пункт, оговаривающий желательную форму обращения. Но эти пункты действительно почти никогда не соблюдаются. Потому что если человек написал "пожалуйста, обращайтесь ко мне на ты", а я по дневнику вижу, что он неизмеримо превосходит меня в уме и жизненном опыте, я буду "выкать", пока он сам, по собственной инициативе, еще раз не предложит перейти на "ты". И, думаю, так поступают многие (если отбросить банальный вариант "они просто не прочитали Правила").
19.08.2010 в 17:05

A drawer & a honest art-thief.
Я уверена, наверняка. Но может быть грустно...

*радуется* Вот! Вот такое же и у меня представление. Стиль обязывает стиль. "Плюсадыны", даже если соберутся читать тебя, и даже вдохнут, чтобы откомменить, всё равно понимают, что в ответ не услышат "гы, чувак, спс". Ну и разумеется, если у себя пишу "какбэ" и "капитан Йочевидность", такие ко мне приходят, но — аналогично грамотные при этом. Стиль обязывает! Спасибо)
Банальный вариант тоже работает. Поэтому, я эти правила с лёгкостью и удалила. Хвала богам, чуяла же, что в эпиграфе много лишнего.
19.08.2010 в 17:30

Sad al Suud
Я всю жизнь стояла и до сих пор твердо стою на убеждении, что все, что ни делается, к лчшему. :)

Стиль обязывает стиль
Вот-вот! Возможно, это частный случай "зеркалки".
Я как-то раз заметила: даже люди, игнорирующие у себя в дневнике правила русского языка, у меня в комментариях внезаапно вспоминают про знаки препинания и заглавные буквы.

Если честно, я не помню, что было у тебя в правилах... :tear:
19.08.2010 в 20:57

Trust your heart, and trust your story.
Очень вовремя этот пост) А то меня посещали тягостные мысли после визита к родственникам -_-
Слушай, а ты не читала "Есть, молиться, любить"? Мне кажется, тебе было бы интересно.
19.08.2010 в 21:57

Я - человек. Я живу каждый день.
У меня над столом и в блокноте написано: "В жизни главное - процесс, а не результат. Наслаждайся процессом". И в пояснение я обычно привожу два примера: секс и сама жизнь, с результатами соответственно - оргазм и смерть/переход в иное состояние. Процесс - это клёво! =)
19.08.2010 в 22:29

A drawer & a honest art-thief.
Flash, согласна.
Да, вероятно есть момент зеркалки... Буду думать. В любом случае,это пойдёт в исследование. Ты навдохновляла меня так, что я сегодня весь день писала его, и придумала новый параграф!
Отлично! Я хотела сделать опросник о том, читал ли их кто-нибудь, и, если да, то помнит ли. Сделаю по приезде, пока буду помалкивать, а то искать начнут раньше времени.

Karolina Cienkowska, хорош пост к проблеме *обобряюще улыбается*
Нет, не читала. Эхм, to read list мой, to read list..! *улыбается* Попробую запомнить и найти время.

Странная Белая *кивая* Как вариант.
19.08.2010 в 22:49

Trust your heart, and trust your story.
Анда *обняла*
Это книжка Элизабет Гилберт, по сети одно время ходил ролик с ее советами писателям, даже в Рулетке был, кажется. А по ней щас сняли фильм, вот:

19.08.2010 в 22:58

A drawer & a honest art-thief.
Karolina Cienkowska, спасибо. Любопытно,записала в книжечку)
20.08.2010 в 15:33

Sad al Suud
Ура! Очень рада :)
Кстати, мне понравилось грызть мысленные орешки. Подкидывай еще, погрызем вместе :)
21.08.2010 в 11:41

A drawer & a honest art-thief.
Flash, я тоже *улыбается*
Аналогично! Буду,буду подбрасывать, пощёлкаем.
23.08.2010 в 02:33

Вы офигительные молодцы. Я бы с удовольствием поговорила с тобой о жизни в реальном мире, со всеми страхами, ответственностью, о легкости и отстраненности, как туда вписываются любовь, долг, вообще все понятия, столь привычные на слух и исполнение. Для этого нужен уютный вечер, поэтому напрашиваюсь к тебе в гости либо напрашиваю тебя к себе. Когда получится, разумеется =)
Если честно, уже очень скучаю и обнимаю мысленно. Счастливо тебе там!
23.08.2010 в 22:23

Когда сможешь учитывать мнение находящихся рядом людей, и просчитывать его для каждого, самого малюсенького поступочка, вплоть до желания потянуться в своей постельке, тысячи нитей и последствий - да, вот тогда станешь сверхчеловеком.
или уйдешь в схемотехники. ©
27.08.2010 в 11:44

A drawer & a honest art-thief.
Ариа *осмотрела своё battlefield с элементами ремонта, покачала головой* С удовольствием, но, думаю, скорее я к тебе. Показать тебе такой бардак стядно(
Я тоже ужасно соскучилась, кроме того, привезла тебе передачу от Каролины и суприс-сувенир)

Хигг *поразмыслив* Так тоже можно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии