понедельник, 26 июля 2010
В такую жару я нахожу очень уместным писать про хашшашинов.
Климат в Сирии
Субтропический средиземноморский на побережье и сухой континентальный во
внутренних районах. Средние температуры января от +4 в восточных районах
до +12 С на побережье, летом (июль) от +33 до +26 С соответственно, с дневными
максимумами до +44 С. Осадков в восточных районах выпадает 100-300 мм., в
горах и на побережье Средиземного моря - до 1000 мм. в год (максимум приходится
на конец ноября-декабрь и февраль-начало марта).
с travel.ru Читать про них сегодня утром за завтраком было
особенно приятно, хотя иособенно приятно. В логове сделали окно, я пользуюсь переселением моих висячих садов (логово со мной обычно делят хлорофитум, парочка каланхоэ, некая кустистая ползучесть и вьюн, который, собственно, висит над окном) — разложила на подоконнике завтрак и книжки.
"- Сколько книг вы прочли, тысячу, две?!
- Три!
- Три тысячи?!
- Три книги! Букварь, вторую и синюю!"
КВН-2001, "Вышибала в библиотеке"
Вот и у меня их три: бессменный Дафтари, затем Фильштинский "История арабов и Халифата. 750-1517 гг.", и Кардини, "Европа и ислам. История непонимания", кстати, действительно синяя.
По Кардини достаточно сложно ориентироваться, зато интересного много. Подложка вопроса. Фильштинский хорош тем, что ёмок, краток и близок к сути, какую я ощущала у Дафтари. Правда, мне до сих пор сложно понять, были ли исмаилиты так же радикальны в своих действиях, как карматы. С чего-то же их так рьяно возненавидели и "собратья" шииты, и сунниты (что, в целом понятно, слишком много разногласий).
Джафар ас-Садик поступил своеобразно, сперва назначив Исмаила переемником имамата, а потом поменяв решение. Но Фильштинский полагает, что это могло быть не капризом, а разумным шагом: якобы Исмаил уже тогда проявлял радикализм и агрессию. А Джафар, как человек сдержанный и старавшийся не разжигать лишнего огня, едва ли приходил в восторг от мысли, что имамат примет столь пылкий наследник. Однако, эти дёргания ни к чему хорошему не привели. А потом, когда уже Низар должен был наследовать имамат ал-Мустансиру, снова случился похожий облом, и история как бы намоталась сама на себя.
И,хотя карматы действовали в своё время куда более отчаянно и дерзко, чем исмаилиты и низариты, у последних раздражать сограждан получалось куда дольше. Кроме того, все эти брожения, начавшиеся ещё в первых антиисмаилитских текстах, видимо, отражались сами от себя. Сунниты и шииты-двунадесятники сами соорудили легенду об ужасных исмаилитах, сами же её и напугались.
Что же касается Саббаха, он начинал с восстания против сельджуков, не даром первыми жертвами низаритов они и стали. Нигде я не нашла ни подтверждения, ни опровержения той легенды, по которой Саббах рассорился с Низамом ал-Мулком на почве их старинной дружбы (в легенде, третьим у нихбыл Омар Хаям). В любом случае, расправа с вазиром сельджукского султана была хорошим стартом.
Этой короткой и смутной части моих текстов о низаритах и не было бы, если бы в порыве жадного собирательства я не купила удивительную книжку Дж.Вассермана (не Онотоле), "Тамплиеры и ассассины". Удивительна она тем, что сквозь последовательно декларируемую систему повествования и те факты, которым я доверяю, опять-таки, по Дафтари, ощущалось кое-что. Кое-что очень напоминало творчество, пахло Дэном Брауном и тем, чем пахнут, собственно, улицы Дамаска или Яффы в игре "Кредо ассасинов". Не-совсем-история.
Это как пытаться жить в домах, таких, как тот, что обведён кружком:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/4/5/144582/58195728.jpg)
Вы представляете себе комнату, имеющую острый угол, треугольную? Вот, книжка Вассермана оставляет такие же ощущения.
И вот тогда созрело окончательное ощущение мною истории.
У исмаилитов (мы сначала говорим о них, и, если я не ошибаюсь, низариты потом взяли от них многое, усугубив одно и упростив другое) была очень сложная система космогонии, даже эзотерики. Понимание священных текстов делилось на две части, обыденную и сакральную, захир и батин. Соответствующим образом делились и ступени посвящения: а у кого их не было?
"Re: Джеймс Вассерман "Тамплиеры и ассассины"
« Ответ #6 : 07 Февраля 2009, 21:17:31 »
Ну, там не вся информация бесполезная... В приложении есть то, что я долго не могла найти: 9 ступений посвещения ассасинов и... и... и... ну, и все.
Re: Джеймс Вассерман "Тамплиеры и ассассины"
« Ответ #7 : 07 Февраля 2009, 21:25:12 »
Ну какие еще ступени?! Ну почитайте Дафтари хотя бы, Ходжсона... Отечественных историков можно посмотреть (в основном из СПб). А ступени - это дома в подъезде)" (с) форума.
Да, исмаилиты, основываясь на неоплатонических идеях, говорили о создании мира, как акте истока творческой эманации. Их система (к примеру, смена пророков в порядке чередования эпох) была соткана из представлений, созданных как собственно Мухаммадом (он говорил, что является "печатью пророков", на нём их цепь останавливается), так основанных и на ранних, доисламских идеях. Замыслы иудейских, христианских авторов тоже вошли в плотную ткань этой системы миро- и человекопонимания, даже буддисты отметились.
И всё-таки, это были люди. Мне, как человеку русскому, трудно представить себе, как можно действительно резать друг другу глотки о том, кто будет следующим имамом. Трудно, однако, представить себе и то время, мешанину из личных притязаний, обширной раздробленности, сельджукского давления, и менталитета арабов и персов — внимательно читая ЛеБона, я уверилась, что это эмоциональные, скорые на реакцию люди.
С тех пор человеческое сердце едва ли сильно изменилось, если в широком смысле. Тогда ятаганом махали, сейчас — тротиллом. Грустно, знаете, за это положение религии в политике. Но, читая об исламе, нельзя ж не думать о том, что сейчас творится.
Да то же самое.
Поэтому, я и захотела отделить для себя факты и имена от представлений и домыслов. Что трудно — всё-таки, читаю я вторичные материалы, но пусть это будут материалы хорошего качества. Поэтому интересующимся я посоветовала что-то одно, и раскритиковала другое. Поэтому я спокойно читаю у окна автора, которому доверяю, а потом сажусь за резвый свой ноут, и играю во второе "Кредо". И то, и другое — с удовольствием. И сказка Альтаира и Эцио ничуть не хуже давней истории исмаилитов низаритов. Тем паче, что доподлинно, я считаю, нельзя убедиться в том, как и что там было.
Литература для внеклассного чтения остаётся прежней:
Дафтари:
www.ozon.ru/context/detail/id/1564757/Фильштинский:
www.ozon.ru/context/detail/id/3995679/Кардини:
www.ozon.ru/context/detail/id/4091630/мне на заметку, почитать:
Ходжсон:
www.ozon.ru/context/detail/id/1689218/На этом не прощаюсь)
@темы:
Полезное,
Истории,
Книги