Дзен самоанализа, или Простая играДзен самоанализа, или Простая игра
Вообще, словосочетание "дзен самоанализа" - это как "черепаховая черепаха". Однако, мироигры есть мироигры, им нужны названия.
Дзен учит нас чему? Просто быть собой. Своей задачей я считаю показать пару примеров того, как это можно делать.
Мы разбирали волевые усилия, создавали утро наступающего дня, Фогель рассказывал нам на примере цветовой игры, как стараться быть в мире, потом мы разбирали наши границы и сады, нашу вежливость, мы читали Джулию Кэмерон, пытаясь понять, что у нас внутри, и чего мы хотим. Мне кажется, самое время для очередного путешествия.
Львиную долю выводов я сделала на основании личного опыта, поэтому здесь не будет универсальных приёмов, могущих сделать вас счастливее. Я предлагаю поиграть.
Игр, против обыкновения, приведено много. Все они состоят из названия, двух (из множества возможных) вариантов, тренировки для варианта номер два, и описания моих обоснований. Две из четырёх игр - очень большие, для одной из них я буду делать отдельное описание. И тем не менее, они объединены в "Дзен самоанализа". Ниже будет пояснение.
1. "Никогда больше" (категорически отказываемся от прошлого, которое является причиной настоящего, которое нам не нравится)
Первый вариант: найти в себе что-то, что не нравится (привычку, симптом, действие), запретить себе продолжать в том же духе, терпеть, и старательно не замечать, как подсознание ищет и находит лазейки в запрете (ссылка на истории). При этом гордиться своими достижениями, рассказывать всем, что "вылинял", изменился, и себя старого уже не понимаешь, также гордиться мучениями, которые сопровождают ново возведённую стену. С равным успехом можно уговаривать желающую в туалет кошку не гадить и терпеть.
Второй вариант: можно заменить установку "мне нельзя [вставьте нужную привычку, симптом, действие]" на такое: "помимо [привычки, симптома, действия], мне можно в подобных условиях вести себя иначе". Ключевое слово - "можно". Это таможня на границе, мост через ров, дверь в стене. И - это начало поиска собственных вариантов развития событий, кроме, к примеру, "курить" и "осуждать курение". Можно вообще "идти в музей".
Тренировка: выделить свободное время (примерно час), попросить вас не тревожить. Составить, умозрительно или на бумажке, список того, что сейчас можно делать ("лежать на диване") или сделать ("спеть вслух"); список, желательно полный, и включающий в себя не только "полезные" дела, а вообще все. И расширить список до упора, к примеру, если "можно посмотреть фильм из домашней коллекции", написать несколько примеров - а какие именно фильмы. В списке обязательно должно быть несколько необычных, смелых дел, которые вы откладывали на потом, или хотели попробовать, но не решились. В оставшееся время составить несколько предложений с особенно заинтересовавшими возможностями: "можно заняться рисованием" (в случае, к примеру, если вы не умеете рисовать, но вам всегда было интересно), "можно перекрасить волосы", "можно записаться на курсы макраме". Вполне вероятно, что вам захочется попробовать, так попробуйте. Суть этого упражнения: расширять границы представления о возможностях.
Таким образом, "линька" переходит в новое качество: вместо новых и новых ограничений, связанных с отбрасыванием старой шкуры (всего или части прошлого опыта, отказ от себя прежнего, "теперь я - новый человек, а старый - как бы и не я совсем") и декларацией шкуры новой - становится процессом развития и расширения познанных территорий при сохранении всей совокупности своей личности и опыта. Всё то, что было раньше нельзя, становится всего лишь одной из альтернатив - теперь можно просто выбрать другой путь, а не отказываться от данного, останавливаясь на запрете. Расширение - вот главное в слове "можно".
Примечание: мироигра "Двери осторожно закрываются" в текущем качестве закрыта - либо я её удалю, либо смогу переделать.
Примечание 2: слово "можно" здесь НЕ означает "allowed" ("разрешается"), оно означает возможность, один из путей развития вашего сюжета жизни в сложившихся условиях, это "can be done" ("может быть сделано").
Примечание 3: "линька" и всё с этим связанное представляет для меня большой интерес. Я подозреваю, что ею нарабатывается не отыгранный иными способами драматизм игровых ситуаций (читай, "игры по Берну"), и легитимность, признание другими; среди определённых групп процесс "линьки" и создания новых "масок" особенно приветствуется. Пока я не говорю, что это однозначно плохо, но есть мнение, что тяга к таким упражнениям и их декларация говорит о наличии тех самых ширм, отделяющих человека от мира. Если у вас есть какие-то замечания на эту тему, очень жду их в умыл (только туда, пожалуйста).
2. "Неидеальность" (не можем простить себя за то, что не можем простить себя)
Первый вариант: найти в себе что-то, что не нравится, ужасно расстроиться, затем расстроиться, что ты всё ещё расстраиваешься, затем расстроиться, что так и не научился управлять эмоциями, и окончательно расстроиться тем, что никак не можешь выйти из заколдованного круга. Страдать оттого, что страдаешь.
Второй вариант: найти в себе что-то, что кажется не своим, но, после нескольких попыток до сих пор находится тут. Признать, что ты неидеален и сам создал в себе это что-то, и немного погрустить. Проанализировать причины, принять и их - как правило, это свершившиеся факты, собственный выбор или объективные обстоятельства. Сделать себе [тёплого чая с молоком / другой приятный напиток/ вкусить булку/ яблоко] и оценить его хороший вкус (или ваш вариант "сделать себе приятно").
Тренировка: выберите часть своего тела, которая вам нравится. Хорошо бы, чтобы вы могли её хорошенько рассмотреть (я начинала с ладоней). Потратьте немного времени на рассматривание этой части. Изучите её как следует, делайте это отстранённо - как если бы вы смотрели на камень, дерево или карандаш. В голове держите простую мысль - "это часть меня, и я её принимаю". Со временем, когда найдёте в себе достаточно спокойной благожелательности, наработанной таким образом, переходите к чертах характера - начните с приятных вам. Если получается плохо, спросите себя, а приятны ли вам эти черты, или они только "считаются" хорошими (это такое побочное упражнение). Затем вернитесь к телу - исследуйте и примите те части, которые вам не очень нравятся. Осознайте, что вы можете их немного корректировать (это требует усилий, конечно; старайтесь отнестись с пониманием к тому, что вы ещё не начали коррекцию - просто примите эти части). Ну и так далее. Слушайте внимательно, и будьте максимально честны.
Сценарные игры есть. Есть комплексы, плохое настроение, рассеянность, неудачи на пути и оплошности, есть бесталанность в определённых областях, прыщи и "апельсиновые корки" тоже. Всё это есть, и это действительно грустно. И можно просто грустить, а можно страдать оттого, что ты страдаешь потому, что не можешь не страдать. Просто грустить мне кажется более приятным делом. А то, знаете, иногда приходит в голову, что, раз ты в плохом настроении, значит, ты плох.
Это, впрочем, значит, что и работать над собой - тоже хорошее дело. Просто можно тратить на эту работу силы, которые обычно уходят на самокритику о том, что мы всё ещё самокритичны.
3. "Машинка для чтения мыслей" (точно знаем, что другие думают о нас)
Первый вариант: найти в себе что-то, что не нравится, и понять: все прочие тоже это видят, и это оскорбляет их взор, переживать об этом, потом подумать, что переживающий человек выглядит ещё хуже. Поскорей уйти домой, крепко подозревая, что ты никому не нравишься. Или постараться сделать вид, что всё в порядке, потратить на этот вид много сил, уйти домой не так скоро, а потом долго вымачиваться в ванной, пытаясь расслабить мышечные стяжки. Страдать.
Второй вариант: подумать, что всё равно все подсознательно про тебя уже всё знают (можно немного устрашиться), постараться выразить свои настоящие чувства в отношении собеседника, и посмотреть, что будет дальше.
Тренировка: во-первых, поймите, для чего вам нужно так плохо о себе думать (плохо думать о себе другими). У меня это был просто такой сценарий (в основном, это касалось внешнего поведения, вообще или в коммуникативных актах, то есть - перед другими): пока я плоха, я плоха дважды, потому что ничего не делаю для улучшения; пока я плоха дважды, я могу ничего не делать для улучшения, потому что улучшить безнадёгу невозможно. Хлоп, и ответственность снимается, получаем купоны на бездействие, сидим, страдаем. Во-вторых, начните ухаживать за своей внешностью (о побуждающих на это ощущениях в рамках этих игр я не говорю), выглядите так, чтобы поддерживать своё достоинство. В-третьих, смиритесь с тем, что купоны снятия ответственности, драматического доминирования, и прочие сценарные плюшки, приходящие с идеей "я знаю, что вы думаете, и лучше вас!", приходить перестанут. Это тонкий анализ, для начала очень советую Берна, обе книги об играх. Сюда же идёт умение слушать собеседника таким, какой он есть, умение переспрашивать и уточнять ("я вот так и эдак тебя понял, ты скажи, я прав?"), умение пропускать мимо ушей то, что сказано не вам, и прочие. По двум машинкам, м. для чтения мыслей и губозакаточной м. готовлю более детальную мироигру. Пока основная тренировка здесь - острое стремление к искренности, как при слушании, так и при говорении, и откровенность.
Представление о том, что другие плохо о тебе думают, иногда возникает оттого, что плохо думаешь о себе сам (проецирование). Но, попробовав поиграть с состояниями, я пришла к занимательному выводу: когда я думаю, что знаю, что думают обо мне другие, я - не вижу их. Я их не читаю, я вся в себе. И получается, что я думаю о себе ими. Как только я стараюсь переключиться на них, я уже совсем не так уверена, что они вообще обо мне что-то думают дольше пары секунд. Это что касается машинки для чтения мыслей. Если ты, не видя, не уделяя внимания человеку, пытаешься доказать ему, что он думает то-то и то-то, это скорее всего машинка. Если ты пытаешься читать человека (он должен быть как минимум тебе интересен), ты уже не слышишь своих мыслей, и начинаешь со-чувствовать, а это - прямая интуиция. Она ведёт своё начало из таких мелочей, как сходное для людей устройство лицевых мышц. Подсознание читает: какие модели и сценарии являются ведущими у человека с именно таким набором морщин. То же самое с походкой, жестами. Берн не зря пишет, что подбор людей на роли в сценарии безошибочно производится человеком за доли секунд.
4. "Однажды я" (смотрим в будущее, которое не должно наступать)
Первый вариант: найти в себе что-то, что не нравится, представить себе идеальный образ, в котором этого нет, рисовать новые подробности в течение долгого времени. Представлять, что, вот, однажды, выйдешь ты такой из дома, в белой рубашке, чистой, наглаженной, посмотришь смеющимися глазами в лицо восходу, да и пойдёшь себе гулять, красивый, вольный, спокойный. Страдать оттого, что раз за разом этого не случается, и далее уже по пункту 3.
Второй вариант: нагладить белую рубашку, признать, что идеал недостижим (можно немного погрустить, если хочется), надеть рубашку, пойти гулять ближе к полудню.
Тренировка: забыв светлый идеальный образ себя, расщепляем день, ситуацию, диалог на маленькие шажки. Вот эта мелочь, длиной часто в долю секунды - вот эта вот мелочь и есть ваша жизнь, ваш этот образ, реальный. Вот сейчас вы сделали выбор, вот в эту миллисекунду. Здесь нам поможет мироигра "Минуточку" - это когда мы говорим окружающему миру, что нам нужна дополнительная минуточка на обдумывание следующего собственного шага. На самом деле, минуточка требуется для того, чтобы услышать внутри голосок "вот, вот это я хочу, вот так хочу сделать!". И снова - искренность и откровенность. Если вы боитесь чего-то, бойтесь, и делайте это достойно, а не делайте вид, что вам не страшно. (Я ужасно боялась врачей… На какие только ухищрения я не шла, что бы не показать этого: брала инфантильную маску, сообщала, что очень чувствительна, как только не выделывалась; стоило один раз признать: я боюсь, и честно устрашиться, затем понять, что мне действительно нужно пережить этот визит, и так пойти к врачу - вуаля, это с тех пор так и работает). Разница между светлым идеальным образом и каждодневными шагами кажется огромной из-за драматизма (а может, и пафоса), которым наделяется как сам образ, так и невозможность его достичь. Однако, наглаженная рубашка сегодня сделает вас существенно ближе к тому, что должно было случиться "однажды" и очень нескоро, в отдалённом светлом будущем. И эта рубашка сделает очевидным то, чего вы хотите на самом деле. Поэтому: делайте маленькие шажки к вашему "однажды я", и пользуйтесь "Минуточкой", чтобы вернуть себе приоритет действий и ответственности.
Драматизм мне кажется напастью не хуже "удручающей серьёзности", про которую писала сойт в теме про БигМагов (почитать тут). Под драматизмом я понимаю "всё или ничего". Не боитесь, я в курсе, что это. Я должна была стать величайшим художником, легендарным социологом и спускаться по лестнице белого мрамора после напряжённого художественного /научного дня (это есть "всё"). Есть тонкая грань между тем, чтобы, понимая недостижимость идеального образа, драматично сдаться (что есть "ничего"), и тем, чтобы, смирившись всё с этим же законом об идеале, продолжать идти вперёд ровно такими шагами, какими умеешь.
Более того, когда желаешь чего-то недостижимого, и драматично страдаешь от этого - 99%, что желаешь совсем не этого. Чем драматичнее, возвышеннее, ярче недостижимое, тем глубже причина возникновения такого желания, и тем она… я бы назвала слово "грубее". Потому что, задав свойство недостижимости, можно страдать, сокрушаться о тщете усилий, и много чего ещё (сценарные купоны, как называет эти плюшки Берн). Кроме толка.
И обещанное пояснение.
"Дзен самоанализа" состоит из четырёх частей, и это не четыре отдельные мироигры, а четыре режима одного и того же - лёгкости мысли о себе. Ларошфуко метко говорил, что люди всегда думают о себе, и я, попробовав думать о себе в тяжёлом варианте, пришла к выводу, что сценарные бонусы мне не подходят. Что, как пишет Княжна, хочется говорить миру "всё-таки да", хочется всё-таки искренности и откровенности. Которые - хах, оказались легче в реализации, чем сценарные выкрутасы вида: "мне так плохо, так плохо, но я борюсь, поэтому я крута, а что я сейчас страдаю, так это линька, вот как стану новым человеком, все и обалдеют о том, как я крута". Первым порывом, едва только сценарии обнаружились и осознались, было срочно запретить себе так себя вести. Ведь это отвратительно! Надо немедленно перестать. Так родилась часть 1. "Никогда больше", это случилось примерно год назад.
После этого прошлое было осознано и признано своим (а не какой-то загадочной девочки, которой я когда-то была, ага). Здесь окончательно закрепила результат "История жизни", описание этого упражнения вы можете найти в книге Дж.Кэмерон "Золотая Жила" (искать тут). Мытарства про неидеальность мне помогал разбирать мой психолог Слава Psyna, вы про него знаете, он ещё в группе "Ленивая Пуля" играет. Он подсказал мне, что можно просто грустить. Это была такая новость… Процесс потребовал около полугода, прежде чем я ощутила какие-то успехи - всё это время, едва обнаружив в себе недовольство собой, я аккуратно грустила, стараясь не опускаться до ругани "Да что ж я опять-то себя критикую, балда такая?!". Красивая рекурсия, да уж.
С машинкой для чтения мыслей я сражаюсь до сих пор, эта игра пишется, что называется, в режиме онлайн. Тот факт, что меня до сих пор бесят чужие "я знаю, что ты думаешь!", означает одно: я сама её ещё не отключила.
Ну а лёгкость осуществления мечтаний "однажды прекрасным летним днём" родилась из сравнительного анализа, чего я хочу декларативно и на самом деле, плюс множества историй о том, как я могла бы жить, будь я собой. Последнее, кстати, вросло и в часть 1. этой большой мироигры - невозможно стать собой, не признав, что сейчас ты - это уже ты. Как только я отбросила разный мусор про то, что "это действую не я, а впитанные сценарные установки и модели, полученные извне", стало ясно - "это действую я". Понимание ежесекундного выбора своей жизни дала мне книжка Франкла, я про неё писала. Так, разрыв между желанием действовать искренне и невозможностью стать собой, пока я не достигла совершенства, ушёл. Первое стало правилом, второе как-то перешло в принятие, и в грусть по своим ошибкам, да остались силы на работу над собой в каждой проблемной ситуации.
Все эти слова не значат, что перед вами сидит "большой пофигист и просветлённый дзен-монах". Буквально позавчера сутра я умело довела себя до довольно фигового самоощущения. Однако, уже к полудню я поиграла в эту мироигру, и пошла делать приятные покупки с лёгким сердцем. Это заключение пишется не только затем, чтобы разрекламировать личный пример. Я от всей души хочу сказать вам, что это всё - труд, процесс, и это можно делать, и "allowed", и "can be done". Спокойная, благожелательная работа приводит к результатам. И они наверняка вам понравятся.
Сыграем?
@темы: Социо, Полезное, опыт +100, Книги, Наблюдения
Спасибо тебе. Чудесные игры. Стрррашные (а то ж!) но чудесные.
Буду в них играть понемножку, да.
До некоторых вещей я дошла сама, предварительно набив кучу шишек (и до сих пор где-то что-то как-то неустойчиво), но и подумать есть много над чем.
А в чём именно страшные?
Эльри, "главное, чтобы на здоровье", как говорит моя матушка.
Свои шишки — самые ценные. Но все мы очень похожи, поэтому шишками можно делиться)
Llynn, ко всеобщим услугам.
А потом делаешь шаг - "и все оказывается и вполовину не так страшно, как боялось"))
Вот! *крепко жмёт руку*
Сейчас, пытаясь приложить эти прнципы к имеющемуся существованию, вычленил свои, которые для внутреннего понимания (мне лично) привычнее.
Оное называется "а и черт с ним", и по сути является старой наработкой без нормальной формулировки. По-человечески это "мы работаем с тем, что имеем, по-другому быть не могло, иного выхода нет". Оное ( в моем субъективном случае) убирает вариции о своем несовершенстве ( и вообще - совершенство, это играть не интересно), машинки для чтения мыслей в контексте "они думают, что я". Думают. Да, плохо думают и ты можешь наизнанку порваться, и не изменить. (ну это уже из жизненного опыта) А значит, чем биться об стенку, логичнее вообще об этом забыть.
Надстройкой на этом пофигизме является "берем ситуацию, выискиваем то, что больше всего нравится, и трансформируем в то, что нравится"..но это уже не из этой оперы)
На счёт "а и чёрт с ним" — это, наверное, такая многовековая мудрость, волшебный посох в борьбе с комплексами, которые всегда были. Моя пра-прабабушка говорила по-простому: "всё в жопу". Принцип в точности как ты говоришь. Плюс, конечно, "Мне всё равно, что вы обо мне думаете. Вот я о вас вообще не думаю" *улыбается*
Это как искать приятное в неприятном?
Это, если на крафтовом примере моем недавнем - мне попалось на глаза фото. Фото такое, обычное, но я в тот момент сидел, зависал и пырился на это фото. Я мог бы и на обои с тем же успехом. А потом я вдруг понял, что мне в этом проходном, никаком образе нравится больше всего. Из этого родился концепт для создания своей колоды Таро, оформительский, я имею в виду.
То есть было чье-то чужое случайное фото, а станет, когда эта ситуация закончится - колода Таро. (ну, это затянется, бесспорно, но, тем не менее, оно неделимо)
неделю в день пишешь по 10 абстрактных мечт, без оглядки на реальность и нужность. когда их соберешь и проанализируешь, тут, как правило, что-то любопытное о "себе-сейчас" вылезает.
Эти цепочки у меня после этого появляться начали)