Неделя заканчивается. Приближается новая, и будет она определённо насыщенной. То, что я думаю по этому поводу, можно читать в новом (сколько я их уже не писала?) диалоге.
Диалоги — планированиеДиалоги — планирование
— Планирование — никуда не годная вещь, — однажды по утру сообщила Гелир. Она сидела за низким столом, на коем расположились ежедневник, несколько разноцветных ручек и початая чашка чая, который давным-давно остыл. Мягкая циновка, на которой должна была по-турецки восседать Гелир, смялась и съехала в сторону; её владелица помещалась на самом углу подстилки, подобрав под себя ноги.
— Я так не думаю, — возразила Тара. Сейчас она занималась тем, что сортировала старые и новые письма: на это ответить, это выбросить, это сохранить на память, это — со счетами или важной информацией. — Если бы не оно, наша эффективность значительно снизилась бы. И потом, с нашей, скажу мягко, рассеянностью...
Тара красноречиво замолчала, помечая что-то в собственном ежедневнике. Его она носила с собой всегда, когда как Гелир доставала от случая к случаю. Записи в нём то прерывались на полгода, то возобновлялись с неудержимой интенсивностью.
— Я немного не об этом, — отмахнулась Гелир, — просто... Вот смотри: завтра я, так и быть, занимаюсь домашними делами и вырезаю новые маски...
Тара неопределённо хмыкнула. Она знала, что Гелир теперь вырезает маски не для себя. По ночам она выпускает их из дому, и они обретают собственную жизнь. Тара одобряла такую перемену.
— Дальше, вторник: как всегда, учёба. Среда: где-то тут снова учёба, выезд к старику Бальбусу за книгами, вечером собрание на счёт новой колдовской лаборатории. Четверг и пятница в разъездах, и всё. В субботу я возвращаюсь в город, но это будет поздний вечер, хорошо если мы успеем где-нибудь поужинать, и почитать эти новые книжки. Остаётся воскресенье... А я хочу заметить, что сегодня — оно же, только текущее. А я до следующего уже всё распланировала.
— Не вижу в этом ничего дурного, — выслушав всю тираду, заметила Тара. Она даже отложила письма, чтобы уделить должное внимание Гелир.
— Если так пойдёт дальше: никаких перемен, ничего нового! Как когда я берусь писать книгу: сначала всё идёт хорошо, а потом я уже знаю, чем всё закончится, и мне незачем её писать. К чему?
— Чтобы рассказать эту историю другим людям. Я не очень понимаю, что тебя не устраивает в планировании? Тебе уже не интересно жить по этому плану? Тогда я вижу логичный выход: переписать его. Заменить безынтересное другим, больше подходящим тебе.
— Ты снова читала "Истины Вселенной"? Сколько томов в этом издании?
— В семнадцатом их восемьдесят три. Но уже готовится следующее, на двадцать пять больше. Ты не ответила на вопрос. Что не так с планом?
— Ощущение, что я уже прожила неделю. Понимаешь, нет, все эти вещи... К примеру, Бальбус: я не заеду к нему, и у нас не будет книг, да и он наверняка приберёг для меня новые загадки. Или собрание: даже если мои соображения ничего не решат, я хоть буду знать, что сделала всё возможное. Разъезды — это даже приятно. Просто...
Гелир задумалась. Тара некоторое время смотрела на неё, а затем отошла к камину. Топили сейчас только после обеда, днём дом сохранял тепло, ведь зима ещё толком не началась. Саламандры дремали в ложе золы и чёрных углей. Тара поймала себя на мысли: вот кому должно быть скучно. Уж саламандры-то точно знали — или они горят, или спят, в ожидании, когда их подожгут. А ведь это не просто звери, живущие свой век в охоте, борьбе, спаривании и заботе о молодняке — саламандры вполне разумны...
— Просто, — наконец, продолжила Гелир, — я словно уже прожила эту неделю.
— Отнюдь... Представь, сколько всего может случиться. Например, Бальбус окажется на некоем срочном выезде. Конечно, тогда ты не получишь никаких книг, но у тебя окажется свободным полдня. Или собрание — его могут перенести. Или, вместо полудня, в четверг ты уедешь из города ближе к вечеру, из-за задержек с лошадьми или каким-нибудь неожиданным праздником.
— Может быть... Понимаешь, я так думаю, планирование — это не просто попытка впихнуть в ограниченное время больше дел, тут другое, — Гелир говорила медленно, размышляя. — Я уже закрепила события. Это такое темпоральное заклинание. Даже если событийность где-то вырвется на волю, на следующий день она снова должна входить в обозначенное русло. И вот: я уже сейчас размышляю о том, что случится в четверг, как будто дней с завтра и до среды просто нет — уже нет. Разве не вредно?
— Так относиться к планированию — вредно.
Гелир улыбнулась, продолжая выжидающе смотреть на Тару. Та кивнула и продолжила:
— Ты, конечно, права, на счёт заклинания. Потому что, даже если что-то пойдёт не так, ты своим вниманием и мыслями вернёшь его в обозначенные рамки. Ты подумаешь, "Что там следующее по плану?" и устремишься туда. А там, где минуту назад что-то нарушило твои планы, уже развивается другая ситуация, но ты от неё ушла. Вот куда исчезает то новое, о чём ты так переживала — оно остаётся позади, вне внимания человека, занятого только планом. Кроме того, ты уже в курсе, что, скажем, завтра, с семи до девяти ты будешь там-то. Это уведёт твои мысли от других вариантов провести это время: если они будут тебе предложены, ты их отбросишь: у тебя уже есть план на это время.
Гелир слушала, достаточно внимательно, чтобы задать, если понадобится, наводящий вопрос, но и несколько отстранённо. Её увлекал какой-то звук с улицы.
— Секрет в том, чтобы, имея план, — Тара коснулась рукой своего ежедневника, — быть достаточно внимательной, следя за альтернативами. Если завтра зайдёт Фейшал и предложит подбросить тебе книги Бальбуса (ведь он частенько наведывается к старику, а живёт рядом), подумай над его словами, а не отказывайся сразу. Самый главный план, который должен быть написан в начале ежедневника, звучит так: Быть внимательным и создавать планы гибкими. Этой фразы в последнем издании "Истин Вселенной" нет, — заключила Тара.
Она веско кивнула Гелир, даже придав своему лицу, обычно бесстрастному, некое акцентирующее выражение. Гелир его заметила, ответно качнула головой, и что-то пометила в ежедневнике.
— Так, ну "обсудить с Тарой планы на неделю" сделано. Правда, на счёт Фейшала и вот этой исключительно мудрой фразы — такого я не планировала!
Они снова переглянулись и дружно рассмеялись, перебудив саламандр. Затем Гелир, оставив на столе беспорядок, быстро оделась, собираясь выяснить, с чем связан неожиданный шум за окнами башни.
(с) чёрт 2оо9
[ Творчество ] Внезапно - Диалог
Неделя заканчивается. Приближается новая, и будет она определённо насыщенной. То, что я думаю по этому поводу, можно читать в новом (сколько я их уже не писала?) диалоге.
Диалоги — планирование
(с) чёрт 2оо9
Диалоги — планирование
(с) чёрт 2оо9