Удивительно, насколько трудно бывает иногда просто действовать. Быть собой. Не критиковать себя за ошибки, а двигаться и учиться дальше. Не требовать от себя неподъёмных подвигов, а заботиться о том соразмерном, что действительно можно сделать. Не бояться того, что люди отвернутся, а действовать, заботясь и о них, и о себе, почти безлично, почти отсутствуя. Трудно устраниться, сделав, перейти к следующему, не рефлексируя чрезмерно, а лишь отметив про себя, как в следующий раз можно сделать лучше, или не делать вовсе, делать другое. Открыться вместо того, чтобы упаковаться в кокон, и поставить блок там, где ожидается нападение. Трудно — жить.
Так не обещали лёгкого пути никому. Даже больше, идти и следует туда, где страшно и трудно, и где — соразмерно. Не рвать себя, не крушить мир — но отваживаться и настаивать. Заботиться о первых всходах и продолжать взращивать их, не требуя плодов, но помогая их росту. Не нужно обвешивать себя долгами, словно вся жизнь — тренировка с утяжелением. Один долг может быть: идти вперёд, смело и смиренно, долг верить себе и в себя. Брать малое, но не мелочь, покушаться на большое, но не требовать невозможного, думать о великом и смотреть под ноги. Анализировать, избегая иссушения. Играть и быть полностью серьёзным, дурачиться и помнить о хрупкости. Слушать других, внимать им, и следовать себе. Всегда и во всём следовать себе, и почти забывать о себе, наблюдая мир. Нести в сердце всё, и печаль, и любовь, и страх, и смирение, быть полностью трезвым и немного сумасшедшим, единственным и лишь одним из многих, великим в малом, и соразмерным всюду... Стремиться в небо и ходить по земле.
Трудно жить. За труды эти нет и не может быть награды. Может быть только жизнь в этих трудах, и только в них она и есть. Потому и учимся отдыхать в пути, сосредоточиваясь на разном и всегда видя этот путь. Смиряясь и отваживаясь в одном мгновении, страшась и двигаясь, плача и улыбаясь, зная и ужасаясь непознаваемому. Соединяя то, что кажется разным. В себе, да, в себе. Плоды этого труда останутся на земле и в небе, когда мы уйдём. Труд жизни останется здесь. И это не награда, это просто следы людей, шедших своим путём.
Трудно жить. А что ещё остаётся делать?
God grant me the serenity
To accept the things I cannot change;
Courage to change the things I can;
And wisdom to know the difference.
Serenity Prayer