Первое, самое-самое первое, что я хочу и сделаю, вернувшись с отпуска в сеть! Обзор полюбившегося и изрядно впечатлившего "Эндерала".
Длиннопост.
sureai.net/games/enderal/?lang=enБудете обсуждать спойлерные моменты, прячьте эти части комментариев под кат, я открою и отвечу, тоже тихонько.
Желающим минимума спойлеров комментарии читать аккуратно =))
"Enderal"
или
Грибы, свиньи, ящики и мировое зло
Поделен обзор на три части, что-то вроде "чем "Эндерал" отличается от Скайрима: это мод? Да ладно!", потом "лёгкие спойлеры" и "спойлеры, тяжёлые, как все девять грехов, или сколько их там на самом деле".
И вот первая:"Эндерал" - это очень крепко сделанное самостоятельное произведение, никак не связанное со Старшими Свитками, оно представляет свой мир и несколько расширяет геймплей Скайрима, на конструкторе которого "мод" собран. И он классный. Красивый, глубокий и долгий. Сюжет, детали, механики и локации произвели на меня глубочайшее впечатление и я очень рекомендую его ставить и проходить.
Игры, с которыми у меня возникли сильнейшие ассоциации: ТЕС 3-4-5, от “Морровинда” до “Скайрима” - геймплей, база графики, местами сюжет; все части “Dragon Age” - геймплей в части отношений с NPC, снова местами сюжетные ходы, несколько прямых аллюзий даже на “Масс Эффект”; все части “Ведьмака” - настольные игры, разнообразие в построении локаций, механика крафта; и “Принцип Талоса” - сюжетные ходы, вопросы мировоззрения и теософии, расширение сюжета до глобального (что в итоге вполне тянет на звание “игрового романа”).
Всё. Остальное рассказано в самой игре, подсказками, обучающими квестами, текстом на загрузочных экранах и всё такое. И да, он запутаннее Скайрима, приблизительно до уровня Морровинда - не все квесты очевидны, не все отмечены маркерами, и чтение книжек действительно раскрывает очень много практически применимых моментов, не только атмосферных.
Вторая часть, лёгкая разоблачающая: «чего конкретно ждать от “Эндерала”?»Ну а дальше мы остаёмся наедине со спойлерами. На самом деле только один действительно страшный спойлер имеет смысл совсем уж не читать, я его положила в конец обзора, защитила предупреждающими надписями, табличками "Опасно" и так далее. Остальные, вот они - то, что вызвало во мне бурю восторгов, что смутило или заинтересовало.
Часть 1, сюжетная
0. Всё сложно.
читать дальшеДа, вам рассказывают, что всё плохо, вам навевают сны и дают намёки такой толщины, что они не пролазят в городские ворота, и тем не менее, у меня, например, лютый оптимизм срабатывал до последнего. Веселью, стало быть, сюжет не слишком мешает достаточно долго. Вам там скажут, когда начнётся жуть, скажут прям словами через экранное сообщение - мол, следующие квесты и локации в итоге приведут вас прямиком к заставке с титрами. То есть, в отличие от “Скайрима”, “Эндерал” реально заканчивается. Можно ответить "погодите, я передумал", и идти дальше елозить по местности. Однако, я от души рекомендую пройти действительно все квесты перед точкой невозврата, а многие - и пораньше. Например, отложить генеральную линию сразу после того, как вам в первый раз расскажут, почему собсно вы, как всегда, Избранный.
1. Есть несколько неписей, у которых есть не только сюжетные квесты, но и отношения с протагонистом. Могут быть разными. Это сильно похоже на любую из Драгонаг технически и геймплейно - диалоги (пощёлкайте все, там есть действительно удачные и смешные моменты), личные квесты, одобрение/неодобрение ваших решений. Те решения, которые выбирала я, повели меня по веткам, в которых я нашла много отличий от Драгонаг, уже сюжетных - более суровые обстоятельства, чуток больше смысла и меньше ДРАМЫ и заглядывания протагонисту в рот. Немного адеквата - ровно настолько, что мне было комфортно и забавно, верилось. Таких неписей очень мало, но варианты и опции имеются, можно и поромансить - опять же, привет Драгонаге. Есть, однако, и печаль - та же, Драгонаговская - эти линии вплетены в генеральную, до самого финала.
2. И вот такие приветы ей там тоже есть. Разрабы явно прикалывались.
3. В игре есть натуральный сай-фай и космические кораблики с дропкапсулами. И да, оно имеет смысл, но преимущественно в основном квесте. Побочка на эту тему мне попалась минимум одна, действительно интересная, но увы, багованная, о чём пишут на форуме. Разрабы обещают фикс.
Что касается аллюзий с Масс Эффектом, на финальном квесте слова “Suicide mission” произносятся вслух. Знатоков, даже таких недалёких, как я, это не может не приводить к мыслям =))
4. Игра атмосферная. Даже если забыть наиболее проработанную сюжетку, даже если просто бродить по острову и заглядывать в углы, атмосфера есть везде. Не всегда самая лёгкая, но очень густая. Ребята сами писали музыку, и я хочу её в плеер, это точно.
Часть 2, геймплей, механики, всякое
5. Учитывайте, что это - мод. Собран, озвучен и написан он, безусловно, оч-чень талантливо и незаурядно, но это - любительский мод. Часто сохраняться рекомендуют сами разрабы, текстом на загрузочных экранах. Есть области, плохо собранные или где можно застрять в текстурах. Сайд квесты хоть и богаты, но Скайримовского изобилия с кучей фракций и веток лучше не ждать. Синематики, квест-маркеры и модельки иногда багуют и зависают.
Это, однако, происходит редко и чаще всего лечится загрузкой последнего-предпоследнего сейва. Сохраняйтесь часто и во многих ячейках, будет вам счастье.
6. Техника прокачки персонажа, разброс и баланс оружия и снаряжения, механики синергии, баланс и эффекты некоторых зелий - другие, чем в Скае, многообразнее и потому чуток сложней. Само содержание боёвки, использование доспеха, оружия, магии и способностей (которые вместо криков) - привычное. Есть немало новой брони и пушек, эстеты и ценители возможности прибрахлиться будут довольны.
7. Смысл разделения на три вечносущих и исконных класса всё тот же. Но есть синергичные ветки, при развитии которых до определённого уровня даются доп.способности открытого класса. Читайте книжки, я имею в виду не Книги навыков (вам про них расскажут, это суть прокачки персонажа), я имею в виду игровую литературу. В легендах натурально даются намёки на то, какие ветки способностей сочетаются и дают класс.
8. В игре есть 100 идентичных итемов, спрятанных в складках местности и боковых ходах подземелий. Сейчас я нашла треть. Это действительно любопытная охота.
9. Проверяйте на интерактив все ящики и бочки. Я серьёзно. Разнообразие моделей, новые сочетания а-ля "ящик с яблоками", модели предметов, собранные по следам Обливиона - поверьте, все ящики и бочки стоит осмотреть - и предметы в них попадаются действительно разные. Полки с книгами - тоже забавная штука.
10. Меня поразила густота графического наполнения локаций, новые модельки предметов и существ (там есть свиньи и поросята!). И особенно тот момент, что местность и подземелья действительно посложнее, предметов, объектов, растительности, входов и выходов, деталей - много, они разнообразны и заставляют напрячь ориентирование на местности, внимание и любопытство. То, чего мне зверски не хватало в очень уж простом “Скайриме”, то, что попытался додать третий “Dragon Age”, но ему не хватило самой малости до “Эндерала” (переплюнул объёмом, тут конечно - остров Эндерал площадью примерно в четверть или третью часть провинции Скайрим, всего-то). А, да, увидите деревянные лесенки, проверьте, не ведут ли они куда-нибудь. И съездите в Dunevillе, ваще запутанный городишко.11. Ну и в целом, “Скайрим” - сказочная игра, “Эндерал” - суровее: и балансом (например, без перков вы не умеете открывать экспертные сундуки, вообще, и отмычек в игре относительно мало), и сюжетом. Про сюжет, сколько бы я не ходила вокруг и около, можно или узнать на практике, или - вот он, обещанный знак “Опасно”.
Опасно. Правда, опасно."Мы делили апельсин -- древнее проснулось зло,
Много нас, а он - один -- пять дивизий полегло..."
Вот, приехали. Самый страшный спойлер. Прочитав его, можно вовсе потерять интерес к сюжетной линии. Я вот планировала второе прохождение, прям сразу и начала бы. Конечно! Но теперь, когда я знаю суть финала, во мне такая буря чувств, что я какт не могу его начать. Дело нешуточное, по крайней мере, мне хватило.
А читать ли дальше??И отдельно: это логически такой спойлер, после которого реально не будет никакого смысла даже начинать основной квест... по крайней мере, забираться в нём далеко. Разве что только глянуть нормально собранные вставки и локи, в которые не попасть иначе. Но основная интрига игры действительно потеряет всякий смысл напрочь.
Или
подумайте ещё раз...Почему "Эндерал" такой безудержно, сука, мрачный.
Если вы сделаете все квесты сюжетки, последовательно решите все задачи, которые даются вам по ходу, от стартовых ситуаций до самого финала, то в результате погибнет огромная куча людей или вообще все люди, с вами или без вас.
Вот, теперь вы знаете, “кто убил Кенни”.
Если вы спасётесь (можно сделать это в одиночку или с кем-то), много лучше от этого не станет. Поскольку вы, в общем-то, мертвы с самого начала, а то, что от вас осталось и создаёт полную вашу иллюзию, в течение квеста действовало строго согласно плану плохих чуваков по уничтожению человечества.
Как и ряд других пешек на этой доске, точно так же убитых и оживлённых в единственной целью - всех-всех прикончить.
По крайней мере, этот исход, с нюансами, прост в достижении (хоть и долог), очевиден и ясен, квесты ведут именно к нему, других вариантов я не нашла.
Единственное, что я могу предположить, что есть некая секретная возможность протагонисту найти знания всего этого раньше точки невозврата и предпринять некие иные действия, но что-то я сомневаюсь, что такая ветка действительно предполагается в сценарии самой игры. Все квестовые задания одно за другим ведут к гибели всего или почти всего живого.
Итак. В начале игры протагонист якобы чудом выживает при неких банальных довольно обстоятельствах. На самом деле, он был возвращён к жизни в виде проекции себя, усиленной и наделённой дополнительными могучими способностями, чтобы сыграть строго отведённую ему роль в спектакле. Спектакль разыгрывают некие зловредные существа, каждое из которых является суммой эго предыдущих погибших цивилизаций. Так что, то человечество, которое есть в мире сейчас, стоит на пороге гибели так же, как сотни цивилизаций стояли до этого цикла. Рухнули все. За исключением горстки людей, прилетевших однажды в этот мир со звёзд - часть спаслась в городе, построенном где-то на орбите. Правда, и они пропали, затерялись в веках.
А те самые существа просто так размножаются - вся сумма разумов людей отбирается в момент запланированной гибели и склеивается в новое существо. Становится понятно, что рождённое таким образом, оно не может быть миленьким или добреньким ну никак. Зато оно знает людей как себя и может манипулировать ими с полным контролем, поскольку оно само - это сознания и память мёртвых людей.
Так вот, и по-моему сие есть гениально, чтобы спасти людей этой цивилизации, протагонисту, как участнику спектакля, нужно действительно ничего не делать! Чтобы "победить", нужно не проходить квесты ни в коем случае - я считаю, геймплейно это очень интересное решение, сильно отличное от очень многих РПГшек, где старательные действия героя в квестах ведут к какой-никакой, но всё же победе над злом. А тут - к победе зла, но даром бы, если это предполагалось и было осознанным выбором, типа как Довакин, который станет главой вампиров, "сыграет за злых" и погасит солнце или что там положено. Здесь жуть сюжета тут в том, что ты слеп ровно до того момента, когда сделать уже почти ничего нельзя.
Финал, который получила я - протагонист и один смертный человек бегут с планеты в тот город на орбите - не многим лучше. Человеку предстоит помереть, пусть к 60-70-80 годам, а протагонист, как проекция, материальное, но бессмертное создание, будет ждать развития новой цивилизации (всё как положено: обезьяны, каменный век, племена, примитивные орудия и далее по списку), чтобы в нужный момент явиться к новым людям и воспитать их так, чтобы они знали о циклах уничтожения и постарались избежать своей гибели. Поскольку из цикла раньше никто не сбегал, призрачный шанс есть, но перспективка всё равно не слишком радостная. Поскольку плохие чуваки имеют примечательные способности воздействия на разум и подсознание, люди должны превозмочь собственную природу, свои страсти и слабости, чтобы как-то действительно иначе разрулить этот спектакль - и разрулить не раз, поскольку зловредные существа упрямы и будут пытаться разыграть партию с другими игроками, это нам рассказывают как часть ответов. Попытка научить людей быть сильнее своих природных слабостей, вроде жажды власти или стремления к искуплению и мести, попахивает сюрреалистическим идеализмом и как-то беспросветно выглядит, на мой вкус. Игра заканчивается на моменте, что вот да, выжил протагонист, ну и дальше уж как пойдёт. Вообще не утешает.
Сюжет подан достаточно неплохо, так что воздействует на мозг - я двое суток размышляла над всем этим в полном ошеломлении. Так что, с теми, кто тут дочитал и хочет подробностей, ну или уже прошёл сам, я с удовольствием поговорю про мотивацию, человеческое сознание и прочие пироги, поскольку это действительно интересно: мир, в котором человечествАМИ вот так вот кормятся, да ещё и разыгрывая это финальное представление с точностью до ноты, до пешки в повторяющейся череде одинаковых ситуаций. В этом есть что-то очень занимательное в смысле морали и поведения, предсказуемости выборов и вообще - такая громадная деструктивная игра почти по Берну!
Чуток размышлизмов. Что касается внутриигрового решения не продолжать квесты, тут у меня тоже смешанные чувства. На досуге размышляла и пришла к неутешительному выводу: раз ничего не помешает злым чувакам найти заместителя протагонисту, если он сам сбегает из сюжета этих шахмат, то финал неизбежен, просто с другими пешками. Поэтому, если философствовать и фанфикерствовать дальше, подчиняясь заданной логике, то человечество текущего цикла, скорее всего, так же окочурится, просто попозже, как только плохие парни сумеют найти, убить и воспитать новую пешку взамен. Что опять вернёт людишек на проторенную дорогу к невесёлому финишу. Настолько мрачные законы внутрисюжетной логики мне давно не попадались, так что, я целиком и полностью считаю "Эндерал" очень крепкой антиутопией, достаточно сильно поданной и, за исключением пары провисов и роялей, даже ладно написанной. Хэппи энда в нём нет (либо он сильно спрятан), а перспективы на благополучие в отдалённом будущем - призрачны и зыбки. Так или иначе, со спойлерами или не с ними, безусловно, это пятёрка.
Ой, да, справедливый вопрос - "где тут про грибы?" Они там повсюду, ребят =) Просто повсюду и разные; установите, запустите и наслаждайтесь грибами!