Огромное спасибо тем, кто поделился своими приёмами, организацией мастерских и прочим! Вы таки прекрасны, спасибо за ваше время. В комментариях - заметки от музыкантов, писателей, художников и прочих крафтеров.
Народы, есть предложение поделиться своими приёмами в организации творческо-рабочего процесса, чисто с точки зрения инструментов, грубо говоря, напильников и стамесок, причём как оборудование, так и работа ума идут в расчёт.
Во-первых, Миф очень толково говорит про писательские штуки, с детальками и подробностями из опыта. И теперь есть
вторая статья, про
обработку материала в уме.
Во-вторых, поднимали вопрос про идеальное рабочее место и у нас оттуда две заметки, см комментарии.
Делиться опытом такого, технического, плана мне видится очень полезным по той причине, что не всегда допетриваешь, что - вот ещё и так можно оборудоваться.
Первый пост Миф для вхождения в сабж:
07.01.2014 в 21:40
Пишет
Мифоплет:
Околотворческое: про кухню, часть 1 Давно уже хотела поговорить на тему творческих кухонь и их обустройства. Вопрос, по большому счёту, бесконечный, так что будем пытаться нащупать хоть какие-то основы.
Творческая кухня.
Вещь, с которой надо разбираться быстро и, в то же время, постоянно. Поскольку внутренние требования к комфорту постоянно меняются, и то, что раньше было удобно, со временем начинает натирать в самых непредсказуемых местах.
читать дальше
А «удобно» оказывается довольно важной составляющей творческого процесса. Не по каким-то сакральным причинам, а скорее исходя из физиологических потребностей организма. Ты создаёшь ему определённые условия для определённого вида деятельности. Которые, вообще говоря, отличаются от условий для, скажем, работы не-интеллектуальной или отдыха. Это своеобразное вырабатывание у себя условных рефлексов – на чём построена работа многих ритуалов. Свои мозги поддаются дрессуре ничуть не хуже домашних питомцев, и так же эта дрессура повышает КПД процесса мышления.
Сейчас я скажу, наверное, весьма спорную вещь: но работа мозгами - то дело, в котором удобство даже важнее правильности. Потому что единственно правильного метода существования внутри своей собственной головы не существует. Существует бесконечное множество возможных вариантов, и твоя задача – собрать свой набор. Подсмотрев одну деталь в одном месте, другую – в другом, третью придумав, а четвёртую украв и изменив до неузнаваемости. Как правило, это всякие мелочи, но из этих мелочей складывается интерьер твоей кухни, как следствие – отражение тебя.
В каком-то смысле это можно назвать продолжением известного тезиса «Воруй как художник», поскольку восходит он всё к тем же корням: зачастую мы не знаем, как можно, и делаем так, как научились. Но в «научились» становится тесно и неудобно, и потому рано или поздно приходится выходить на охоту за новыми методами. Условно кухню можно разделить на две части: материальную (включающую в себя как обстановку вокруг, то есть пространство, так и набор инструментов) и не-материальную (собственно, все сопровождающие процесс ритуалы, а так же изрядная часть творческого ремесла).
Давайте по порядку.
Материальная составляющая, она же для простоты обозначения «Творческая мастерская».
читать дальшеПойдём от большого к малому.
Где ты творишь? Это не обязательно должно быть одно пространство, одно помещение – даже не обязательно один набор требований. Определись, какое сочетание важно именно тебе: тишина или громкая музыка, наличие людей или полное одиночество, крыша над головой или природа вокруг. Надо попробовать всё и разобраться, где и при каких условиях комфортно тебе. Тебе нужен компьютер/стол или достаточно подложенной под тетрадь сумки? Принципиально освещение или можно работать почти что вслепую? Влияет ли твоё творческое состояние на твои предпочтения?
Личный пример: восемьдесят процентов времени я предпочитаю писать дома, в тишине и одиночестве. Но когда с текстом случается серьёзный затык и всё пишущееся никуда не годно, я иду в ближайший торговой центр и на час заползаю в зону общепита. Почему-то там, под стакан кофе и белый шум толпы, мозги у меня начинают работать быстрее.
Сюда же отнесём и наиболее удобное для работы время суток, хотя, опять-таки, это индивидуально. Можно выдрессировать себя до того, что тебе уже становится не важно, когда.
С юда же, несомненно, относятся инструменты.
Есть такое мнение, что писатель не так требователен к инструментам, как, скажем, художник. Вопросительно. Да, у нас их заметно меньше, но тщательность выбора та же. Можно, конечно, довольствоваться принципом «был бы компьютер с клавиатурой», но мы сейчас говорим о личном комфорте.
Само собой, без компьютера не обойтись, но даже тут множество вариантов. Выбери себе удобный редактор (будет ли это специальная программа, заточенная под издательское дело, или удобно настроенный шаблон в Ворде – опять-таки, в какой именно версии), удобный браузер, понавешай на него необходимые плагины – от регулярной работы с поисковыми системами и справочниками ты никуда не денешься. Повесь в закладки словарь. Клавиатура, мышка – ты за этими инструментами сидишь по несколько часов в день, поэтому сделай так, чтобы к исходу дня руки у тебя не отваливались. Работаешь с листа – приглядывай за принтером.
Но компьютер – далеко не всё. Заметки составляют немалую долю писательского ремесла, и практика показывает, что держать их в голове весьма непродуктивно. Забываются. Поэтому тебе нужен некий быстро доставаемый и легко переносимый инструмент, где можно было бы черкнуть пару строчек, и к которому у тебя будет доступ в любое время дня и ночи. Это может быть как приложение на телефоне или планшете (для тех, кто ещё не знаком, весьма порекомендую программку Evernote), так и обыкновенный бумажный блокнот и ручка.
Они же важны, если черновики ты предпочитаешь писать от руки. Да, это старомодно, но иногда оказывается более эффективно, чем изначальная работа с компьютером. Опять-таки, личный пример: я всё пишу от руки, поскольку думаю и формулирую предложения со скоростью ручки. Для художественных текстов клавиатура для меня слишком быстра. А процесс черкания чернилами вдобавок работает своеобразным мышечным камертоном, помогая сосредоточиться.
Вот где точно надо брать пример с художников, так это в вопросе выбора письменных принадлежностей. Мало что так раздражает, как перестающая писать на залоснившейся части листа ручка. Поэтому не потрудитесь найти себе хороший инструмент. Подчёркиваю: не дорогой, а хороший. Личная рекомендация: самые простые шариковые Паркеры. Да, один раз придётся выложить за корпус порядка 500 р. и раз в год отдавать за новый стержень ещё полторы-две сотни (цены московские), но вещь того стоит: пишет под любым углом, чернила быстро отогреваются даже после самых крепких морозов (особенно если на пару минут положить ручку в задний карман – кроме шуток), металлический корпус терпит с собой самое варварское обращение. Затраченные деньги игрушка отрабатывает.
При таком инструменте, кстати, становится не так принципиальна бумага, позволяя сосредотачиваться не столько на её качестве, сколько на формате: тетради или отдельные листы, А4 или А5, чистая или в клетку, белая или цветная. Подбирай под собственный почерк, под удобство ношения, под условия работы. С хорошими ручками для меня это теперь вопрос копеечный: четыре-пять пятидесятистраничных цветных блоков на год, один блокнот с мелкой клеткой для заметок – на чёрт знает сколько лет. В материальном плане писателем быть, несомненно, гораздо выгоднее, нежели художником. У нас ни дорогих планшетов, ни мешков красок и холстов.
Это что касается вещей, которые можно пощупать. А вот про не-материальную кухню давайте поговорим в следующий раз. Там будет чуточку сложнее, ибо речь пойдёт о том, как у кого устроены мозги, и как устроено творчество. Тот ещё зыбкий песок, на самом-то деле. URL записи