Пересматривала "Человека эпохи Возрождения". Размышляла. О том, как поступал Билл (главный герой, персонаж Дэнни Дэ Вито), о том, как он думал о каждом из своих подопечных.
Вообще, думать мне полезно. Не "заморачиваться", не "загоняться", ничего такого. Думать. О деле, желательно, а ещё желательней — о своём.
За последние дни встречалась с несколькими людьми, которые, на мой вкус, умеют думать значительно лучше меня. Делать выводы, видеть ситуацию с разных ракурсов, даже, страшно сказать, анализировать. Когда сравниваю свои цепочки рассуждений с теми, которые мне предлагают эти замечательные личности, хорошо вижу, куда расти дальше.
Взять того же "Гамлета". Конечно, мы его когда-то в школе разбирали, а потом я всё основательно забыла. В фильме (посмотрите, кто не видел, очень рекомендую, прекрасная вещь) этот анализ опять всплывает. Очень простые вещи, на самом деле. Мне понравилось, как показано: вот перед нами группа солдат, а потом перед нами уже группа учащихся, потом — даже актёров. Людей думающих. Во главе с низкорослым и изысканно смешным Дэнни.
Позавчера днём звонила научница, сообщила, что на следующий день нужно приехать на две пары, ассистировать на занятии. Это я очень люблю — во-первых, добираю статистику для одного из исследований, во-вторых, часто среди тех, кто пошёл на вторую вышку, находятся интересные люди, которые могут подсказать что-то, чего я сама пропускаю. Они думают.
Полтора года назад проводила занятие у студентов первого высшего, с ними было очень комфортно: мало вопросов, всё сделали чётко, не спорили. Потому, в основном, что их задача часто — в получении зачёта. Конечно, были те, кто подходил дополнительно, интересовался. Но таких на 60 человек было от силы четверо. Вторая вышка, народ моего возраста и старше, начинают спрашивать, доказывать свою точку зрения, нести своё мнение, иногда предвзятое в большей или меньшей степени. И тут включается голова: надо же им объяснить, и не то, что я умней и правей, а то, что есть вещи, подтверждаемые наукой, и они что-то обосновывают, а что-то опровергают, и оспаривать их следует обоснованно. И становится понятно — думать очень надо, желательно, постоянно.
Это сейчас я стою перед учениками, всё-таки. У них такая роль, когда я перед ними стою. И поэтому они выслушивают, делают заданное мной задание (делают хорошо, вот что ценно: по крайней мере часть этого успеха получается из моего вдохновения), после спора в чём-то соглашаются.
Мама-родная, что же на защите будет?!
И это только одна сторона медали.
Очень освежающе обманываться на свой счёт. Я-то думала, что я довольно умный человек. Оказывается, однако, что расти не просто "есть, куда", а... Чем больше общаюсь, тем дольше дорога. Это — нет, не приятно, зачем буду выпендриваться? Но это увлекательно, здесь я честна.
Начала перечитывать Шекспира.
о Гамлете и студентах
anda
| среда, 26 октября 2011