Дело касается очередной недели ЗоЖ.
Анда размышляет о боге...Мне было около восьми, когда я стала ходить в воскресную школу. Сейчас осталось мало воспоминаний, но все они - очень приятные.
Что мы там делали? Я помню какие-то раскраски, рисунки ангелов и совместное чтение молитв. Нам давали какие-нибудь задания, мы читали отрывки из Библии, вместе или по очереди, разучивали какие-то молитвы. Это был достаточно позитивный опыт. Сейчас вот вспоминаю, вроде бы, это была православная школа, но... корейская, чтоли? Да, кажется, это была церковь корейской общины. Да какая, в общем, разница?
Каким был бог? Удивительным, в первую очередь. У меня было хорошее воображение, и я представляла себе, каким он может быть, если способен выслушивать столько молитв. Не сказала бы, что он был против творчества. Мужского пола - возможно... Но я как-то не задумывалась о поле, сразу и первым делом приняв его непостижимость.
Скорее, он представлялся мне существом, занятым достаточно, чтобы следить за тем, как там я. Ангел, которому полагалось меня охранять, тоже редко выслушивал что-то от меня. Поэтому совпадения и творческие предчувствия редко связывались с богом. И потом. Меня крестили... хм, лет в 12, вроде бы. Крёстная подарила мне, в числе прочего, несколько книжек типа "Помоги себе сам", чем я и занялась. Поэтому:
- начала заниматься нумерологией вполне случайно, среди тех книжек были любимые Декоц и Монте;
- с началом рисования мне просто повезло - матушка стала покупать книги, чтобы учиться самой, а я просто присоединилась;
- поиск курсов для живописи вёлся полгода, после такого срока просто обязано было попасться что-то хорошее;
- вот открытие магазина с материалами для художников - настоящее чудо;
- как и встреча с научницей, хотя тут мне помогли друзья.
Дальше тут просят придумать бога творчества... Достаточно забавно.
Лет в 18 я придумала собственный пантеон богоподобных существ. У них были рога и копыта, симпатичные морды и тонкие руки. Среди них была некая леди по имени Юкс, аналог богини судеб. Она занималась тем, что рисовала карты для всех живущих, карты их жизней - практически три норны в одной. Причём, карты рисовались не по отдельности, а на одном листе, и, поскольку Юкс была чем-то вроде богини, она могла позволить себе безразмерный ватман и бесконечный карандаш. Кроме того, у неё хранился ключ, способный отпереть всё, что угодно.
Вот так я представляю себе богиню творчества. Она занята своим делом, всегда находится в миролюбивом равновесии, и рисует для каждого лучший путь - а уж дело живущего в том, чтобы постараться пройти предложенный Юкс маршрут. У богини не очень много изобразительных средств, но ими она творит настоящие чудеса - по сути дела, линии и узоры жизней образуют портрет всей вселенной, это довольно масштабно. И выражает мои представления о том, что работа никогда не может быть сделана до конца, а радость - в ней самой. Кроме того, она рисует, не оказывая давления - это не обязательный путь в жизни, но возможность повидать и испытать как можно больше, стать богаче в том, в чём хочется. Своего рода графическая нумерология, то, что могло бы стать вами, то, чем могли бы стать вы. Дальше, искусство, конечно, отпирает любую дверь, вот вам и ключ. Правда, в моих мифах ключ Юкс отдаёт своему сыну, для некоего космогонического дела. В этом, видимо, следует видеть акт служения такой богине - постоянно творить, отдавая ключи, раздавая всё своё творчество, чтобы ключи эти не пылились, а отпирали сердца.
Качества богини? Хм. Во-первых, искреннее внимание к своему делу и ответственность, но не такая, которая наступает, а - динамическая. Короче, она делает так хорошо, как может, но не в ожидании награды, а ради процесса. Дальше, любовь к предмету своего дела, к самому маленькому результату. Дальше, очень ценное - то самое миролюбивое равновесие. Она не гневается и не расстраивается, если что-то пошло не так. Она умеет веселиться, и делает это от души. В любой момент она готова перейти к работе - иногда, будучи отвлечена, она может вдруг попросить минуту или две, чтобы зарисовать удачную идею. Она щедра - ничего не оставляет себе, всё отдаёт. Она относится с уважением к труду других, и к инструментам. И она умеет наблюдать. Дом этих моих богов представлялся мне степью и лесистыми горами, и вот, Юкс могла встать на уступ скалы, и простоять так несколько дней, читая в линиях гор и облаков повороты будущих жизней. Ну и конечно, доброта. В противном случае, живущие быстро поумирали бы.
Что касается тотема. Все мои представления о богах близки к скандинавским традициям, и к индейским, наверное. Шаманизм, камни и кости, музыка барабанов и флейт, простые и искренние танцы, достаточно "дикие", но пронизанные смыслом и пониманием. Пёстрая одежда богов, символичность их предметов (ну да, молот Тора, и всё такое), и тотемные животные, птицы, рыбы, деревья - но не сопровождающие их, как младшие, а скорее просто друзья, может быть, учителя и союзники.
Самого тотема пока нет... Размышляю об этом. Алтарь, по совместительству, полка для хранения инструментов, украшен маской, про которую уже писала, кисти стоят в двух вазах из бамбука, а посередине страница с отпечатком моей ладони, оставленным рыжими, красными и зелёно-морскими тонами.
P.S. Дописала заказ Каролины, довольна, очень. Пора принимать за следующий.
сто фактов о себе - редакция'10, часть VII, факт 56
Дело касается очередной недели ЗоЖ.
Анда размышляет о боге...
P.S. Дописала заказ Каролины, довольна, очень. Пора принимать за следующий.
Анда размышляет о боге...
P.S. Дописала заказ Каролины, довольна, очень. Пора принимать за следующий.